Трансмедиа методические комплексы для занятий творчеством
ОСНОВНОЕ О ТРАНСМЕДИА КОМПЛЕКСАХ
Трансмедиа методические комплексы (ТМК) – это пособия для занятий творчеством с элементами арт-терапии для детей и подростков от 5 до 15 лет с разнообразной опциональной онлайн поддержкой. В ТМК входят раздаточные материалы из бумаги, картона, пластика, фанеры и проч., которые сами по себе являются средствами обучения, просвещения и воспитания или развивающей игрой, а также система интегрированных с ними (через QR коды) онлайн сервисов.
Через эти сервисы ребята при необходимости, индивидуально или в группе могут а) по каждому пособию посмотреть видео-инструкцию и прочесть дополнительную информацию, б) пройти квесты и тесты с поддержкой ИИ, в) поучаствовать в онлайн конкурсах, баттлах и флешмобах и, наконец, г) пройти онлайн курсы и мастер-классы с проверкой заданий педагогами.
Видов ТМК много: помимо традиционных ИЗО, истории искусства, декоративно-прикладного творчества и музыки, детям предлагаются занятия по кукло-терапии, театру, фольклору и народным промыслам, мультипликации (анимации), современному искусству, фото-искусству, ритуалам и праздникам, саморепрезентации в сети (аватары), ведению блогов и целый набор курсов по писательству.
Среди физических элементов ТМК, то есть собственно пособий – раскраски по номерам, интерактивные пособия по цветоведению, конструктор/задания по художественной композиции, объемные картины, пособие для проведения театрального батла прямо в больнице, сборник колыбельных песен, пособие-календарь по творческой подготовке ко дню рождения, набор для создания куклы «Веснянка», набор пазлов и раскрасок «Филимоновская игрушка» и конструктор для создания памятной фоторамки для участия в онлайн шествии «Бессмертного полка». Кроме того, больницы получили расходные материалы (фломастеры, карандаши, клей, братсы и т.д.). Всего ДШИ.онлайн в настоящее время предлагает более 100 видов ТМК по самым разным направлениям художественного творчества.
За счёт онлайн компонентов ТМК помогают решить проблему занятий в условиях, когда рядом нет учителей, специальных помещений и оборудования – дома (в т.ч. для семейного и надомного обучения), в детских больницах и санаториях, там, где не работают организации допобразования (в удалённой местности, в зонах конфликтов и др.), для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детям участников СВО, в среде соотечественников за рубежом и др.
«Проект подарил детям возможность встретиться с ранее им неизвестным и невиданным способом познания и обучения интересному делу. … Большое тематическое разнообразие раздаточного материала способствует подбору наиболее подходящих направлений с учётом возраста детей, индивидуальных наклонностей и ограничений по состоянию здоровья. Разнонаправленность проекта воодушевляет, как наших пациентов, так и педагогов. Увлечённость всех участников творческого процесса ещё больше объединяет, дарит лишний повод для радости и способствует эффективному лечению».
С другими отзывами можно ознакомиться здесь.
ТМК могут стать также подспорьем для системы общего (внеурочные занятия, группы продлённого дня, программы воспитания) и дополнительного образования (индивидуализация обучения, снижение нагрузки с педагогов по подготовке к занятиям, новые каналы коммуникации с учениками и их родителями, подготовка кадров), общественно-государственных объединений детей и молодёжи (Движение Первых, оздоровительные и развивающие лагеря и т.д.), а также негосударственных центров развития, студий и др.
Скоро на этой странице будет опубликован каталог ТМК. А пока вы можете посмотреть видео о некоторых ТМК, открыв плейлист «Трансмедиа от ДШИ.онлайн: инструкции по применению» в Rutube или Youtube (ссылки откроются в новых окнах браузера).
Или прокрутить эту страницу ниже: после блока с фотографиями мы разместили ответы на частые вопросы о ТМК.
Пока мы поставляем наши пособия только оптом. Вы можете оставить предварительную заявку, заполнив в самом низу страницы форму-запрос на предоставление дополнительной информации – мы с Вами свяжемся и уточним все детали.
ФОТОГАЛЕРЕЯ: ДЕТИ С ТМК В БОЛЬНИЦАХ И САНАТОРИЯХ
ЧТО ЭТО ЗА СЛОВО
Мы любим родную речь, но решили оставить слово «трансмедиа» для определения одного из наших основных продуктов. «Транс» (от латинского «trans» – «сквозь, через») означает движение через пространство, пересечение его. «Медиа» (от латинского «medius» – «находящийся посередине») означает среду, в нашем случае - информационную. Таким образом, трансмедиа – это движение, переход из одной информационной среды в другую, например, из бумажной в электронную и обратно.
СУТЬ ТМК
Суть трансмедиа комплексов (ТМК) заключается в том, что пособия из бумаги и других материалов для занятий искусством интегрируются с опциональными (дополнительными) онлайн сервисами (помощь, информирование, обучение, организация) с обратной связью от специально подготовленных педагогов. ТМК изначально спроектированы для дидактически обоснованного перехода из бумажной в виртуальную среду и обратно по специальному сценарию.
КАК ЗАНИМАТЬСЯ С ТМК – ЭТО ЧТО-ТО ОСОБОЕ?
Сами по себе физические пособия как элемент ТМ комплексов самодостаточны, с ними можно заниматься даже без наличия электричества – раскрашивать, конструировать, делать модели, играть и т.д. Но, при необходимости (это важно, гаджеты и сеть применяются только там, где они действительно нужны!), ребята могут, отсканировав QR код, перейти в сеть и посмотреть видео-инструкции по работе с пособиями, почитать дополнительную информацию о художнике или виде искусства, пройти по индивидуальному графику онлайн мастер-класс или курс (задания проверяются педагогами), принять участие в конкурсе творческих работ или онлайн баттле, пройти квиз с поддержкой ИИ и многое другое. Особые условия диктуют гибкий неформальный характер онлайн сервисов: их можно проходить по любому графику, продолжительность мастер-классов и курсов варьируется от получаса до трёх месяцев.
ТМК могут быть использованы как индивидуально, так и в группе. Они специально разрабатывались разными по тематике и сложности освоения, чтобы быть интересными как мальчикам, так и девочкам в возрасте от 5 до 15 лет.
БЕРЁМ ОТ ОНЛАЙНА И ОФФЛАЙНА ЛУЧШЕЕ
Таким образом, при использовании ТМК в определённой степени смягчаются недостатки дистанционных образовательных технологий и частично компенсируются невыполнимые в некоторых ситуациях (домашнее обучение, больницы, удалённые посёлки и зарубежная диаспора, трудные семьи, территории конфликтов) требования к полноценному очному обучению. ТМК берёт от онлайн (доступность в любое время и в любом месте, свободный график, индивидуальный подход) и оффлайна (естественная предметная среда, в т.ч. для развития мелкой моторики) только лучшее.
ПОНЯТНО, ТМК – ЭТО ПОСОБИЯ ДЛЯ АРТ-ТЕРАПИИ В ДЕТСКИХ БОЛЬНИЦАХ, ГДЕ НЕТ ПЕДАГОГОВ, ПРАВИЛЬНО?
Нет, не правильно. Конечно, ТМК хорошо подходят для детских медицинских организаций, где часто нет педагогов и отсутствуют другие условия. Но давайте задумаемся – где дети приобщаются к прекрасному, как формируют своё понимание красоты, создавая своё видение мира – то есть эстетически социализируются? Только ли на занятиях в организациях допобразования, в музыкальных и художественных школах? Что больше влияет на формирование их вкуса – соцсети и идолы шоу бизнеса или два урока в неделю по 45 минут?
Мы считаем, что эстетическая социализация происходит непрерывно и везде – дома, в школе, в транспорте, на отдыхе, во время праздников и ритуальных мероприятий, в общении в сети и так далее. То есть часто там, где невозможно присутствие и, главное, работа, педагогов. И здесь могут пригодиться наши ТМК.
К тому же у системы художественного образования не всегда реальная эстетическая социализация с улучшением качества жизни входит в число основных целей работы, а показатели успешности работы весьма специфичны. В области предпрофессиональной подготовки это поступление в профильные вузы, конкурсы для последующей интеграции в замкнутую индустрию академического искусства с его концертно-выставочной деятельностью. Для общеразвивающих программ очень важна отчётность по количеству вовлечённых детей, статистика мероприятий, получение дипломов и сертификатов и т.д.
Другими словами, методика трансмедиа пособий хорошо сочетается с основной целью проекта ДШИ.онлайн – помочь ребятам сформировать своё эстетическое отношение к окружающему миру, непрерывно и всюду преображать свою повседневную, а не концертно-выставочную или олимпиадно-конкурсную, жизнь.
«Очень полюбилось знакомство с народным песенным творчеством, с народными промыслами, создание 3D-макетов по произведениям русских художников. Такие занятия воспитывают патриотический дух, гордость за свой народ и его культурное наследие у больших и маленьких пациентов, а воспитатели устанавливают связь между поколениями, делая это в игровой форме, без излишней дидактичности, с большой любовью».
Главный врач Республиканской детской клинической больницы Республики Башкортостан Л.Ю. Семавина. С другими отзывами можно ознакомиться здесь.
КАК ТМК МОГУТ ИЗМЕНИТЬ ПОВСЕДНЕВНУЮ ЖИЗНЬ К ЛУЧШЕМУ
Помимо переходов между средами (бумага-интернет между средами, как бы «вбок» или «вверх-вниз»), в трансмедийности есть переходы, или лучше сказать, «разворачивание» наших пособий вперёд во времени. ТМК – это, чаще всего, не одноразовые истории, они организуют творческую жизнь ребят на длительное время и даже меняют привычки и обычаи. Как?
ТМК это не раскраска и не конструирование моделей из бумаги. Конкретное пособие, хотя и интересно и важно для ребёнка само по себе и учит его определённым навыкам, но чаще всего является только «пусковой кнопкой» целой серии творческих занятий, которые становятся частью повседневной жизни.
Пример – «Доктор Б». Это ролевой онлайн квест с собственным персонажем, который можно проходить по трём разным тематическим направлениям/сценариям. И при этом, каждый шаг этого квеста – это один из онлайн мастер-классов ДШИ.онлайн, который проходится в реальной жизни, в работе с физическими предметами (с онлайн поддержкой преподавателей).
Посмотрите видео о квесте Доктор Б на нашем канале в Rutube.
Ещё один пример: дети собирают бумажную модель, которую мы назвали «Деньрожденьмер» – он показывает, сколько дней осталось до твоего дня рождения. Но это только «затравка»! Ведь мы предлагаем при помощи этого пособия начать готовиться к этому празднику – изучать традиции проведения дней рождения в разные эпохи, познакомиться с разными стилями одежды и сделать подходящие костюмы, сделать подарки (можно в виде игрушек в народном стиле), познакомиться с правильным музыкальным сопровождением, научиться соответствующим танцам, освоить некоторые рецепты специальных блюд и застольных игр и многое другое!
При этом наш бот-помощник будет вести ребёнка по этому пути, подсказывая последовательность и помогая разобраться на этом пути с курсами и мастер-классами ДШИ.онлайн.
Другой пример глубокого вовлечения: ребята из простого листа делают миниатюрную бумажную модель театра с декорациями и отдельными движущимися фигурками актёров (в данном случае – на зубочистках). Эта модель является репликой (повторением) старинного театра конкретного жанра и, помимо того, что дети изучают эти художественные традиции, модель нужно ещё собрать, проявив некоторые умения.
Но дальше возникает вопрос: конечно, можно играть свои спонтанные спектакли на свои сюжеты. Желающим детям мы предлагаем пройти онлайн курс по сочинению коротких рассказов и пьес. Или страшилок :-). А если появится интерес перенести увлечение театром из кукольного в реальное – пожалуйста, вот вам целая гамма театральных мастер-классов и курсов: от простых навыков создания грима до полноценного домашнего театра с участием дедушки и кота! А здесь и до семейных ритуалов и традиций недалеко, ведь представления эти можно приурочивать к семейным праздникам и т.д.
Вот так наши простые бумажные поделки (и спрятанные за ними интересные онлайн ресурсы и коллектив опытных преподавателей) ведут заинтересованных детей к изменению их повседневной жизни к лучшему.
КОМУ ЭТО ВЫГОДНО
ТМК позволяют ребятам заниматься творчеством в любом месте и в любое время, без присутствия педагога или воспитателя: в медорганизации, дома, в транспорте и даже во время посещения кафе и рекреативных зон. Эффективны ТМК и для детей, находящихся в особых условиях: попавших в трудную жизненную ситуацию, находящихся в зонах конфликтов или там, где нет организаций допобразования – например, в среде русскоязычной диаспоры за рубежом или в удалённой местности.
ТМК могут стать также подспорьем для системы общего (начиная с детского сада) и дополнительного образования: помочь индивидуализировать учебный процесс, снять с педагогов значительную часть нагрузки по материально-технической подготовке к занятиям, задействовать новые каналы коммуникации с учениками и их родителями) и др.
ТМК открывают новые возможности для внеурочных занятий, групп продлённого дня и воспитательной работы в школах и общественно-государственных объединений детей и молодёжи (Движение Первых, оздоровительные и развивающие лагеря и т.д.).
ТМК, кроме того, могут значительно повысить качество и экономическую эффективность услуг, предоставляемых негосударственными организациями в сфере образования – центрами развития, студиями и др.
ЧТО ДАЁТ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТМК?
Организациям:
- меньше проблем с обеспечением кадрами, помещениями и оборудованием;
- открываются новые дидактические возможности работы с детьми (преодолевая ограничения по месту и времени, автоматизацию некоторых процессов и т.д.);
- за счёт особого внимания к потребностям детей создаётся благоприятный психологический климат (например, родители-дети-медперсонал в больнице);
- электронные каналы коммуникаций можно использовать для сбора данных об успешности процесса обучения и активности детей, получать обратную связь и оценку от детей и их родителей.
Это может быть полезно не только нашим представительствам за рубежом, где нет школ искусств, но и самим школам искусств в России – ведь можем значительно смягчить проблему раздаточных материалов и перегруженности педагогов технической подготовкой к занятиям, а также помочь индивидуализировать учебный процесс даже при проведении групповых занятий и т.д.
Детям:
- возможность заниматься интересным делом даже в неподходящих условиях – например, в больнице или в поездке;
- можно попробовать новые творческие практики (те, которых нет в школах искусств);
- познакомиться и подружиться в процессе совместного творчества с другими ребятами;
- принять участие в онлайн коммуникациях: похвалиться своими работами – послать их своим друзьям и одноклассникам, поиграть с ботом, сразиться в баттле и т.д.
Родителям:
- пособия отвлекают детей от гаджетов и интернета;
- даже если есть необходимость обратиться в онлайн за помощью и обучение с участием педагогов, задания в этих курсах предполагают работу в реальном мире.
Отдельно отметим, что мы учим детей жить в мире с большим количеством цифровых сервисов двумя путями. Первый – это ограничение времени в сети и обеспечение безопасности посещаемых сайтов, это стало возможно при помощи специального сервиса от партнёра нашего проекта Лаборатории Касперского: родители могут контролировать все действия детей в сети. Второй способ – обучаем навыкам жизни в цифровизированном обществе, учим использовать сеть только тогда, когда это необходимо и делать это эффективно.
Коллеги из партнёрской Ставропольской краевой детской больницы в зажигательном фильме рассказывают о том, как они используют наши ТМК.
Информация для обратной связи:
Вебсайт ДШИ.онлайн https://dshi-online.ru/
Телефон: +7 (495) 144-45-25
Электронная почта: info@ano-iito.ru
Проект в социальных сетях:
ВКонтакте https://vk.com/dshi.online
Одноклассники https://ok.ru/dshi.online
Телеграм https://t.me/dshi_online_public
АНО «Институт информационных технологий в образовании» (АНО «ИИТО» ОГРН 1077799012466, ИНН 7709440540 – юридическое лицо, реализующее проект «ДШИ.онлайн») несет ответственность за нераспространение Ваших персональных данных согласно существующему законодательству, включая Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных".