Мало кто знает, но картина «Бабушкин сад» связана крепкими узами с другой знаменитой картиной Василия Поленова «Московский дворик».
Однажды художник приехал в Москву, чтобы собрать материал для своей очередной картины. До этого он много лет провел в Европе, где учился у местных мастеров.
«Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его». Раз-два и готово! А тут как раз выставка передвижников подоспела. «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным. Надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета». В итоге его порядочную картинку полюбили все, а Третьяков купил.
Сам Василий Дмитриевич, считая себя историческим живописцем, не очень ценил картину. Но в среде передвижников она была новаторской, как вдох-выдох. Передвижники все к чему-то призывали. А «Московский дворик» никуда не звал, ничему не учил. Это отдохновение от суеты.
Изображенный на полотне храм сохранился до сих пор, а вот ни дома, где снимал жилье художник, ни особняка уже нет. Зато они остались еще на одной картине Поленова — «Бабушкин сад». На ней изображен тот же усадебный дом, но с другого ракурса.
По этим картинам можно представить себе, какой была Москва в 1870-х. В XVIII — XIX веках главной градостроительной единицей города были не улицы и площади, а дом и двор. Особняки, занимая порой целые кварталы, были окружены садами и дворовыми постройками.
Хотя картина и называется "Бабушкин сад", от настоящего ухоженного сада уже почти ничего не осталось. На самом деле справа и слева от дорожки начинались настоящие заросли, но Поленов деликатно оставил их за пределами композиции.
То, что мы видим на его картине - топографически точно изображенное место, территория московской дворянской усадьбы. Это дом Баумгартена, по соседству с которым и жил художник.
В моде был классицизм, поэтому фасады непременно украшались колоннами и портиками. Деревянные стены штукатурили "под камень", обильно дополняя лепниной. Именно такой дом мы и видим на заднем плане картины. Он порядком обветшал, украшение в виде венка на фронтоне дома частично обвалилось. От былого величия и великолепия осталась лишь тень.
То же самое можно сказать и о хозяйке усадьбы - пожилой женщине в старомодном чепце и темном (видимо, траурном) платье. Она с трудом передвигается, опираясь на трость и руку своей спутницы. Былая красота осталась в прошлом, ее жизнь идет к закату, вместе с ней замирают и дом, и сад.
Художник играет на контрасте, показывая мрачноватую элегию угасающей жизни дворянского гнезда в "Бабушкином саду" и солнечный, шумный уголок, наполненный жизнью в "Московском дворике".
Дом, который изображен слева на среднем плане "Московского дворика" - этот то же самый дом Баумгартен, который виден на заднем плане "Бабушкиного сада". Только выглядит он в наших глазах совсем иначе из-за тональности и настроения, которое мастерски создает художник.
Так и вышло, что в своих картинах Поленов запечатлел уходящую эпоху, мимолетность времени, скоротечность жизни. И в каждом сюжете сделал это с совершенно особым настроением - без уныния, а с легкой ностальгией.
В письме своему дяде художник указал точный адрес: «Находится это чудесное место в Дурновском переулке между Новинским бульваром и Собачьей площадкой. Мой адрес: Москва, Дурновский переулок близ Спаса на Песках, дом Баумгартен».
Будете в Москве, проведите собственное расследование, найдите это место) А пока…
Предлагаем скачать, вырезать и склеить обе эти картины, чтобы попасть внутрь и хорошенько прогуляться, вдохнуть воздух старой Москвы)
авторизуйтесь