Как часто в жизни мы произносим слова — «кукла», «ширма», «марионетка»? Как часто в суждениях о людях употребляем выражения «дергать за ниточку», «бездушная кукла» или даже бранно-сердито — «чертова кукла»?
В строгих газетных статьях читаем: «марионеточное правительство», «глава — марионетка», «за ширмой громких реляций». «Секреты Полишинеля», — произносят люди иронически, когда хотят сказать, что и секрета-то никакого нет. «Кукольная комедия!» — негодуем мы по поводу пошлой проделки. «Петрушка какая-то!» — сердимся, сталкиваясь с неразберихой.
Человека всегда волновало одно из поразительных свойств театра кукол — чудо оживающего прямо на глазах зрителя мертвого предмета.
Но было замечено, что чудо только тогда становится чудом, когда оживающий предмет обретает способность походить на живое существо — человека.
Издавна была замечена и способность человека к фантазии, возбуждаемой этим поразительным чудом. Именно поэтому, наверное, на смену неподвижным изображениям богов — а в древние времена они были в каждом доме — пришли движущиеся фигурки и фигуры, которые человек наделял особым отношением. Это-то и стало началом театра кукол. Его истоками.
В нашей стране самый известный кукольный герой - балагур и весельчак Петрушка. О его прошлом мало информации. Откуда он родом? Кто его родители? Как получил своё имя? Когда этот персонаж появился в выступлениях скоморохов? Точных ответов на эти вопросы нет. Несмотря на своё загадочное прошлое, Петрушка стал любимцем зрителей и главным героем народного кукольного театра.
До сих пор точно не известно, как кукла получила свое имя. По одной из версий его назвали в честь придворного шута Пьетро Мирро (Педрилло или Петруха-Фарнос) императрицы Анны Иоанновны. По другой, герой позаимствовал имя у известных актеров-кукольников начала XVIII века Петра Иванова и Петра Якубовского. Возможно, «Петрушка» появилось от имени итальянского персонажа уличного народного театра Пульчинеллы.
Несмотря на тайну происхождения Петрушки, известно, что во Франции, Италии и Англии живут его братья.
Вот как рассказывает о них Е. В. Сперанский, автор замечательного "Рассказа о четырех братьях" http://vavilon.ru/kuzmina/43sp..., — один из ведущих актеров Центрального театра кукол:
«Чем они похожи, эти четыре братца — герои народных кукольных театров: русский балаганный, ярмарочный Петрушка и любимец англичан Панч, француз Полишинель и итальянец Пульчинелла? Живут они в разных странах, говорят на разных языках. Но прислушаемся к тем историям, которые расскажет каждый из них.
Панч вспоминает, как лихо он на представлениях в своем странствующем балаганчике расправлялся и с Полисменом, и со Священником, и с Судьей: того отшлепает, того — дубинкой по затылку. Он умудрялся перехитрить даже Смерть. Конечно, этот непочтительный задира и насмешник был не по нраву властям. Сколько раз сам король пытался покончить с Панчем. Но неунывающий Панч и его смекалистый хозяин каждый раз ухитрялись обойти королевские декреты. Запретят куклам говорить — они начинают петь.
Запретили петь — и родилась пантомима. Им запретили и молчать! Но никакие указы не смогли уморить Панча.
Пульчинеллу прозвали дьяволом «святые отцы» церкви, хозяйничавшие в Италии, и присудили сжечь на костре. И, смеясь над врагами, Пульчинелла сгорел почти весь — осталась только левая ладошка. Но вскоре в ловких, умелых руках кукольника он воскрес — все тот же, неунывающий, неумирающий — и продолжал потешать простой народ назло монахам и инквизиторам.
Любимец Сен-Жерменской ярмарки, Бриоше Третий со своим Полишинелем был приглашен в гости к королю Людовику Пятнадцатому — настолько велика была слава его кукольного театра-сарайчика.
А русский их брат Петрушка рассказал, как однажды подарил свой серебряный голос смышленому пареньку, сторожившему от сыщиков и жандармов рабочую маевку...»
Во французском городе Лионе проживает еще один братец нашего Петрушки – Гиньоль.
Жизнерадостный и остроумный, он неустанно борется с несправедливостью, высмеивая в своих сценках отрицательные стороны жизни.
В Германии когда-то проживал Гансвурт, был хитрецом
и обжорой, забиякой, хотя и трусом. Однажды его характер окончательно
испортился и в XVIII века Гансвурст окончательно исчез с
немецкой сцены, однако его образ остался в сотнях литературных произведений.
Панч, Пульчинелла, Полишинель и Гиньоль, Гансвурт и Петрушка – все они шутками, стихами, песнями или пантомимой не просто веселили народ, а показывали, что с несправедливостью можно бороться и без оружия. Они были настоящим народным голосом, очень быстро реагируя на обстановку в городе или стране. До сих пор есть такая поговорка – «Утром в газете, вечером – в куплете!»
Полицейский, жена, доктор, богач, судья – вот основные главные герои представлений во всех странах. Каждый персонаж олицетворял нечто большее, например, в сценках с женой высмеивались бытовые жизненные ситуации. А если на сцене появлялся судья или полицейский, всем было ясно, что речь пойдет о политике.
Шарманка Петрушки известны с 17 в. Русские кукольники использовали марионеток (театр кукол на нитках) и петрушек (перчаточных кукол). До 19 в. Предпочтение отдавалось Петрушке, к концу века— марионеткам, т.к. петрушечники объединились
с шарманщиками. Ширма петрушечника состояла из трех рам, скрепленных скобами
И затянутых ситцем. Она ставилась прямо на землю и скрывала кукольника. Шарманка
собирала зрителей, а за ширмой актер через пищик (свисток) начинал общаться с публикой. Позже, со смехом и репризой, выбегал он сам, в красном колпаке и
с длинным носом. Шарманщик иногда становился партнером Петрушки: из-за пищика речь была не всегда внятной, и он повторял фразы Петрушки, вел диалог. Комедия с
Петрушкой разыгрывалась на ярмарках и в балаганах. Из некоторых воспоминаний и
дневников 1840-х годов следует, что у Петрушки было полное имя — его называли Петром Ивановичем Уксусовым или Ванькой Рататуем.
Существовали основные сюжеты: лечение Петрушки, обучение солдатской службе, сцена
с невестой, покупка лошади и испытание ее. Сюжеты передавались от актера к актеру,
из уст в уста. Ни у одного персонажа русского театра не было популярности, равной
Петрушке.
Выступления Петрушки публика всегда встречала бурными овациями. Главный герой жёстко критиковал духовенство, высмеивал власть, показывал пороки человечества. Больше всего он хотел, чтобы в мире все было по справедливости. Петрушка рассуждал о жизни, шутил о непростой доле русского народа. Его дерзкие высказывания и остроумные шутки еще долго цитировали и пересказывали друг другу зрители.
Сейчас Петрушка вновь предстаёт перед зрителями в своем привычном образе. В колпаке и рубахе, с большим носом, огромными глазами и веселой улыбкой. В выступлениях борец с несправедливостью и отрицательными чертами характера людей — критикует гадкие поступки, стремится изменить зрителей в лучшую сторону.
У настоящего Петрушки очень необычный голос. Такой звук получался с помощью специального свистка, «пищика». В этом отрывке из представления хорошо его слышно:
Мы предлагаем создать свой собственный кукольный театр, который поместится на письменном столе! Как и в настоящем театре, в нем есть декорации, фон, сцена и даже герои. Ножницы, клей, фантазия и воображение – вот все, что понадобится для яркой театральной премьеры, а, чтобы оживить героев, достаточно приклеить к ним сзади ниточки, а другим концом привязать к … карандашу! Ну или к палочке для суши. Главное – чтобы можно было, дергая за ниточку, управлять артистом на сцене.
Скачать макет театра
Кстати, у нас есть курсы, которые точно понравятся будущему театралу! В мини-курсе «Искусство грима» ты овладеешь тайным мастерством перевоплощения, а на курсе «Верю!» узнаешь все самое интересное о домашнем театре. Мини-курс «Твоя премьера» - это вкуснейший коктейль из грима, декораций, сценария и даже рекламной кампании!
А еще, только для учеников нашей школы искусств мы приготовили настоящий бонус: сценарий смешного и веселого спектакля с Петрушкой! Скачивай, распечатывай, готовь костюмы и ширму!
Комедия с Петрушкой
А в этом коротком, но очень интересном фильме ты узнаешь о знаменитом кукольном театре Сергея Образцова и истории появления Петрушки:
Билеты проданы, в буфете полно вкусняшек – театр ждет только тебя!
авторизуйтесь