![](http://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/1186627799b01022cc0c8a9e2e1592cf.png/s/s1200x/a/62971/sc/48)
![](http://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/d8433792d870a688eef4afdef3ac2888.jpg/s/s1200x/a/62971/sc/269)
Как часто в жизни мы произносим слова — «кукла», «ширма», «марионетка»? Как часто в суждениях о людях употребляем выражения «дергать за ниточку», «бездушная кукла» или даже бранно-сердито — «чертова кукла»?
В строгих газетных статьях читаем: «марионеточное правительство», «глава — марионетка», «за ширмой громких реляций». «Секреты Полишинеля», — произносят люди иронически, когда хотят сказать, что и секрета-то никакого нет. «Кукольная комедия!» — негодуем мы по поводу пошлой проделки. «Петрушка какая-то!» — сердимся, сталкиваясь с неразберихой.
Человека всегда волновало одно из поразительных свойств театра кукол — чудо оживающего прямо на глазах зрителя мертвого предмета.
Но было замечено, что чудо только тогда становится чудом, когда оживающий предмет обретает способность походить на живое существо — человека.
Издавна была замечена и способность человека к фантазии, возбуждаемой этим поразительным чудом. Именно поэтому, наверное, на смену неподвижным изображениям богов — а в древние времена они были в каждом доме — пришли движущиеся фигурки и фигуры, которые человек наделял особым отношением. Это-то и стало началом театра кукол. Его истоками.
В нашей стране самый известный кукольный герой - балагур и весельчак Петрушка. О его прошлом мало информации. Откуда он родом? Кто его родители? Как получил своё имя? Когда этот персонаж появился в выступлениях скоморохов? Точных ответов на эти вопросы нет. Несмотря на своё загадочное прошлое, Петрушка стал любимцем зрителей и главным героем народного кукольного театра.
До сих пор точно не известно, как кукла получила свое имя. По одной из версий его назвали в честь придворного шута Пьетро Мирро (Педрилло или Петруха-Фарнос) императрицы Анны Иоанновны. По другой, герой позаимствовал имя у известных актеров-кукольников начала XVIII века Петра Иванова и Петра Якубовского. Возможно, «Петрушка» появилось от имени итальянского персонажа уличного народного театра Пульчинеллы.
![<p>
Пульчинелла. Иллюстрация Мориса Санда, 1860 г </p> <p>
Пульчинелла. Иллюстрация Мориса Санда, 1860 г </p>](http://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/8042a0264b282d9d16248bf7a10f2330.jpg/s/s1200x/a/62971/sc/494)
Пульчинелла. Иллюстрация Мориса Санда, 1860 г
Несмотря на тайну происхождения Петрушки, известно, что во Франции, Италии и Англии живут его братья.
Вот как рассказывает о них Е. В. Сперанский, автор замечательного "Рассказа о четырех братьях" http://vavilon.ru/kuzmina/43sp..., — один из ведущих актеров Центрального театра кукол:
«Чем они похожи, эти четыре братца — герои народных кукольных театров: русский балаганный, ярмарочный Петрушка и любимец англичан Панч, француз Полишинель и итальянец Пульчинелла? Живут они в разных странах, говорят на разных языках. Но прислушаемся к тем историям, которые расскажет каждый из них.
Панч вспоминает, как лихо он на представлениях в своем странствующем балаганчике расправлялся и с Полисменом, и со Священником, и с Судьей: того отшлепает, того — дубинкой по затылку. Он умудрялся перехитрить даже Смерть. Конечно, этот непочтительный задира и насмешник был не по нраву властям. Сколько раз сам король пытался покончить с Панчем. Но неунывающий Панч и его смекалистый хозяин каждый раз ухитрялись обойти королевские декреты. Запретят куклам говорить — они начинают петь.
Запретили петь — и родилась пантомима. Им запретили и молчать! Но никакие указы не смогли уморить Панча.
Пульчинеллу прозвали дьяволом «святые отцы» церкви, хозяйничавшие в Италии, и присудили сжечь на костре. И, смеясь над врагами, Пульчинелла сгорел почти весь — осталась только левая ладошка. Но вскоре в ловких, умелых руках кукольника он воскрес — все тот же, неунывающий, неумирающий — и продолжал потешать простой народ назло монахам и инквизиторам.
Любимец Сен-Жерменской ярмарки, Бриоше Третий со своим Полишинелем был приглашен в гости к королю Людовику Пятнадцатому — настолько велика была слава его кукольного театра-сарайчика.
А русский их брат Петрушка рассказал, как однажды подарил свой серебряный голос смышленому пареньку, сторожившему от сыщиков и жандармов рабочую маевку...»
Во французском городе Лионе проживает еще один братец нашего Петрушки – Гиньоль.
![Лионский Гиньоль Лионский Гиньоль](http://fs-thb03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/fc25e4fae07849c94524a5b316dfcc55.jpg/s/s1200x/a/62971/sc/248)
Жизнерадостный и остроумный, он неустанно борется с несправедливостью, высмеивая в своих сценках отрицательные стороны жизни.
В Германии когда-то проживал Гансвурт, был хитрецом
и обжорой, забиякой, хотя и трусом. Однажды его характер окончательно
испортился и в XVIII века Гансвурст окончательно исчез с
немецкой сцены, однако его образ остался в сотнях литературных произведений.
![Гансвурст на немецкой марке 1970 года Гансвурст на немецкой марке 1970 года](http://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/7b7e0cc243fd83b655d494237a9a0a93.jpg/s/s1200x/a/62971/sc/148)
Панч, Пульчинелла, Полишинель и Гиньоль, Гансвурт и Петрушка – все они шутками, стихами, песнями или пантомимой не просто веселили народ, а показывали, что с несправедливостью можно бороться и без оружия. Они были настоящим народным голосом, очень быстро реагируя на обстановку в городе или стране. До сих пор есть такая поговорка – «Утром в газете, вечером – в куплете!»
![Полишинель Полишинель](http://fs-thb03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/31502a313644f11c6d4460078be9c0fe.jpg/s/s1200x/a/62971/sc/33)
Полицейский, жена, доктор, богач, судья – вот основные главные герои представлений во всех странах. Каждый персонаж олицетворял нечто большее, например, в сценках с женой высмеивались бытовые жизненные ситуации. А если на сцене появлялся судья или полицейский, всем было ясно, что речь пойдет о политике.
Шарманка Петрушки известны с 17 в. Русские кукольники использовали марионеток (театр кукол на нитках) и петрушек (перчаточных кукол). До 19 в. Предпочтение отдавалось Петрушке, к концу века— марионеткам, т.к. петрушечники объединились
с шарманщиками. Ширма петрушечника состояла из трех рам, скрепленных скобами
И затянутых ситцем. Она ставилась прямо на землю и скрывала кукольника. Шарманка
собирала зрителей, а за ширмой актер через пищик (свисток) начинал общаться с публикой. Позже, со смехом и репризой, выбегал он сам, в красном колпаке и
с длинным носом. Шарманщик иногда становился партнером Петрушки: из-за пищика речь была не всегда внятной, и он повторял фразы Петрушки, вел диалог. Комедия с
Петрушкой разыгрывалась на ярмарках и в балаганах. Из некоторых воспоминаний и
дневников 1840-х годов следует, что у Петрушки было полное имя — его называли Петром Ивановичем Уксусовым или Ванькой Рататуем.
Существовали основные сюжеты: лечение Петрушки, обучение солдатской службе, сцена
с невестой, покупка лошади и испытание ее. Сюжеты передавались от актера к актеру,
из уст в уста. Ни у одного персонажа русского театра не было популярности, равной
Петрушке.
![Л. И. Соломаткин, «Петрушка», 1878. Изображена сцена свадьбы Петрушки Л. И. Соломаткин, «Петрушка», 1878. Изображена сцена свадьбы Петрушки](http://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/23e2482505e5d5b7558c0c1a6d613d15.jpg/s/s1200x/a/62971/sc/40)
Выступления Петрушки публика всегда встречала бурными овациями. Главный герой жёстко критиковал духовенство, высмеивал власть, показывал пороки человечества. Больше всего он хотел, чтобы в мире все было по справедливости. Петрушка рассуждал о жизни, шутил о непростой доле русского народа. Его дерзкие высказывания и остроумные шутки еще долго цитировали и пересказывали друг другу зрители.
Сейчас Петрушка вновь предстаёт перед зрителями в своем привычном образе. В колпаке и рубахе, с большим носом, огромными глазами и веселой улыбкой. В выступлениях борец с несправедливостью и отрицательными чертами характера людей — критикует гадкие поступки, стремится изменить зрителей в лучшую сторону.
У настоящего Петрушки очень необычный голос. Такой звук получался с помощью специального свистка, «пищика». В этом отрывке из представления хорошо его слышно:
Мы предлагаем создать свой собственный кукольный театр, который поместится на письменном столе! Как и в настоящем театре, в нем есть декорации, фон, сцена и даже герои. Ножницы, клей, фантазия и воображение – вот все, что понадобится для яркой театральной премьеры, а, чтобы оживить героев, достаточно приклеить к ним сзади ниточки, а другим концом привязать к … карандашу! Ну или к палочке для суши. Главное – чтобы можно было, дергая за ниточку, управлять артистом на сцене.
Скачать макет театра
Кстати, у нас есть курсы, которые точно понравятся будущему театралу! В мини-курсе «Искусство грима» ты овладеешь тайным мастерством перевоплощения, а на курсе «Верю!» узнаешь все самое интересное о домашнем театре. Мини-курс «Твоя премьера» - это вкуснейший коктейль из грима, декораций, сценария и даже рекламной кампании!
А еще, только для учеников нашей школы искусств мы приготовили настоящий бонус: сценарий смешного и веселого спектакля с Петрушкой! Скачивай, распечатывай, готовь костюмы и ширму!
Комедия с Петрушкой
А в этом коротком, но очень интересном фильме ты узнаешь о знаменитом кукольном театре Сергея Образцова и истории появления Петрушки:
Билеты проданы, в буфете полно вкусняшек – театр ждет только тебя!
![](https://fs.getcourse.ru/fileservice/file/download/a/62971/sc/177/h/37917a256e094461ae5af3bab2a082ac.png)
авторизуйтесь