Что делать, если попал в больницу или нагрянули длинные выходные? Можно заняться творчеством, почитать интересную книгу… Пойти погулять, посмотреть кино или просто поспать.
А еще можно поставить спектакль.
Но что же делать, если актеров только двое или трое, костюмов и декораций практически нет, а ваша сцена — это самая обычная комната в квартире? Или больничная палата…
Неужели существует интересный сценарий спектакля на двух-трёх актеров, который можно поставить в таких условиях? Да, существует!
Есть девять простых шагов для того, чтобы поставить спектакль:
1. Найдите место для репетиций
Найдите место, где вы с друзьями сможете собираться и репетировать. Это может быть большая гостевая в квартире или летняя веранда на даче. Если так получилось, что вы оказались в больнице, репетировать можно прямо в палате (только тихо и очень аккуратно, больница всё-таки!)
2. Выбрать историю
Надо выбрать такую историю, которая бы нравилась всем. Совершенно необязательно, чтобы это было что-то из русской классики. Хочется вам поставить «Мадагаскар» — пожалуйста. Задача ведь не поставить шедевр, а объединить всех вокруг постановки. А можно взять «Пиковую даму» — только рассказать её надо совсем простым языком, чтобы было понятно и интересно в это поиграть. Важно, чтобы все участники получали удовольствие от процесса и чтобы было весело. История для спектакля может быть известна всем, может быть придумана кем-то одним и потом рассказана всем участникам или и написана специально.
3. Распределить роли и места действия спектакля
Может сложиться такая ситуация, что все девочки захотят играть принцесс, а все мальчики — рыцарей. Значит, нужно придумать историю, где будет пять принцесс и два рыцаря (например, принцесса Воздуха, принцесса Воды, принцесса Земли и так далее — равноценные роли). И пусть все вытаскивают жребий, кто кого будет играть.
Жребий — это честно, а кто не любит, чтобы всё было по справедливости?!
А потом нужно обсудить, где вся история будет происходить. Совершенно необязательно — одно место действия. Их может быть несколько: лес, море, дом, космос, Земля, Марс.
4. Подготовка к спектаклю
Кто-то отвечает за подготовку мест действия. Где у нас море? Как его обозначить? «Шекспировской» табличкой на палочке или нарисованными волнами? А дом трёх поросят где? Под столом? Отлично!
Кто-то отвечает за музыку. Она может быть проиграна с мобильного телефона или сыграна вживую на табуретке-барабане, или спета кем-то из участников. Кто-то делает афишу спектакля, билетики и, может быть, даже программку.
При этом каждый отвечает за своего собственного персонажа: готовит ему костюм (из бумаги, простыни, пакетов — чего угодно), учит текст, накладывает на лицо грим. Можно использовать аквагрим, но лучше купить гримировальные карандаши. С ними у вас будет меньше возможностей размазать все по стенам.
Искусство грима
Мастер-класс “Искусство грима” научит менять и преображать внешность, делать необычный грим и удивлять всех на вечеринках!
5. Репетиция
Сначала с текстом без музыки, потом с музыкой и без текста, постепенно учите слова наизусть. Старайтесь максимально оттачивать дикцию, чувства, эмоции, движения под музыку, работу с атрибутами. Вместе разберите и обсудите произведение (о чем оно), проанализируйте действия каждого героя. Станьте режиссёрами друг для друга, давайте друг другу советы и подсказки.
6. Подберите костюмы и декорации
Если действие спектакля происходит в прошлом, то для создания образов вам пригодятся платья, длинные юбки, блузы, фартуки, халаты, платки, туфли, бижутерия, шубы, а для декораций — торшер, журнальный столик, стулья, сервиз, свечи, вазы, старые книги и газеты. Не забудьте поработать над гримом (можно использовать специальные краски для грима, а можно и просто косметику).
Для того чтобы создать образ, будет достаточно и одной детали костюма. Задайте себе вопрос: что самое важное в вашем персонаже? Допустим, вы играете собаку из «Бременских музыкантов», которую хозяева выгнали из дома за то, что она «стара стала». Ее главной характеристикой может быть старость. Фантазируйте: почему именно ее выгнали, вероятно, она ослепла или потеряла нюх? Тогда костюмом могут быть очки, которые собака иногда теряет, долго ищет и оттого везде опаздывает. А если у вас собака из «Волшебного кольца», то ее главное качество — преданность. Достаточно поводка, чтобы показать, как собака следует за своим хозяином и как рада ему служить.
Соберите и расставьте все атрибуты, которые удастся достать. Обсудите, как будете работать с атрибутами, кто и когда переключает музыку, каким должен быть свет и где должны сидеть зрители.
7. Зрители
Это могут быть все, кто находится рядом! Соседи по палате, дежурный врач и медсёстры, друзья, приятели, родители и даже кот Васька) А перед самим спектаклем ещё раз все проверьте и проведите генеральную репетицию.
8. Показ
Итак, премьера! Ваш коронный выход, триумф!
Даже если вас не будут ждать атрибуты успеха (цветы, овации, подарки, поздравления) Публики может и вовсе не быть — можно сыграть спектакль без зрителей, снять его на телефон и потом выложить в соцсеть — и там, в комментариях, получить и цветы, и овации, и признание. Важен сам процесс! Очень весело представлять, что кровать — это море, а шкаф — это гора. Включайте воображение на полную мощность!
Можно вообще не иметь ничего под руками, а просто мелом обозначить места действия на полу, и всё равно всё будет хорошо. Потому что всё это затевается ради того, чтобы поднять друг другу настроение и пообщаться.
Как сделать спектакль интереснее
Развивать действие помогут театральные эффекты. Если нарезать мелко бумагу и посыпать сцену сверху — получится снег, если направить на кусочки бумаги фен или вентилятор — метель, если мять над героями фольгу — будет молния, положить на стол синий целлофан — море, а если прозрачный целлофан — лед. Театральные эффекты могут изображать и поворотные моменты: если какой-то герой умирает — можно эффектно вытащить из рукава и подбросить над ним красный платок. Сюжетные повороты легко показывать также и переменой света или звуками: яичко упало и разбилось — удар ложкой по чашке или хлопок в ладоши.
Театр можно извлекать из всего. Ширма тоже может быть игровой: например, если это спектакль по «Мэри Поппинс», то он может начинаться с того, что семья Бэнкс ищет няню, все актеры ходят по сцене с газетами, а потом меняется ветер, и сверху надвигается ширма, склеенная из кусков газет.
Можно играть с освещением: менять свет проектора на синий (если происходит что-то волшебное), красный (если надо изобразить опасность).
Блуждающим фонарем можно показывать опасные моменты, кульминацию, какую-то нестабильность. Им же — сделать акцент на герое.
Очень интересно в теневом театре смотрятся постановочные танцы. Если по-разному работать с лампами, то изображение будет преломляться — это будет эффектной перебивкой в спектакле. Оживить спектакль поможет и музыка: лучше, чтобы она была живая, например, барабан или колокольчик для акцентов или общего фона.
Что ставить в ”домашних” условиях
(возраст актёров: 12-18 лет)
1. А. П. Чехов «Предложение» (шутка в одном действии)
Это замечательная комедийная пьеса Чехова для трёх актеров.
Прекрасная сатира и смешные образы героев заставят посмеяться от души и актеров, и зрителей.
На примере жизни провинциальных помещиков Чехов поднимает вопрос: «Возможна ли семейная жизнь без ссор? А может быть, именно с них она и начинается?».
Пьеса легко учится, и легко ставится. Рекомендую, понравится всем.
2. А. П. Чехов «Трагик поневоле»
Здесь всё еще проще, актеров только двое. Что происходит с человеком, которому абсолютно все «садятся на шею»? На этот вопрос Чехов отвечает в своей юмористической пьесе.
Комедия небольшая, но весьма оригинальная. После такого хохотать будете еще минимум два дня.
3. Н. А. Некрасов «Русские женщины»
История жён декабристов известна всем. Вы можете рассказать зрителям о подвиге любви княгини Е. И. Трубецкой и поставить вторую часть поэмы «Княгиня Трубецкая». Это диалог княгини с иркутским губернатором, которому приказано во что бы то ни стало отговорить её ехать к мужу в ссылку. Но любовь всё же оказывается сильнее.
Произведение трогательное и эмоциональное, рассчитано на двух актеров, написано практически как пьеса и великолепно заучивается в стихотворной форме.
4. А. П. Чехов «Злоумышленник»
Знаменитый рассказ А. П. Чехова хоть и не является пьесой, но очень легко переделывается в неё. Достаточно лишь двух актеров, чтобы поднять злободневную тему беззащитности простого человека перед властью.
Учится легко, юмор сочетается с печалью, оно совсем небольшое, но весьма актуальное.
5. А. П. Чехов «Лошадиная фамилия»
Знаменитый рассказ А. П. Чехова хоть и не является пьесой, но очень легко переделывается в неё. Достаточно лишь двух актеров, чтобы поднять злободневную тему беззащитности простого человека перед властью.
Учится легко, юмор сочетается с печалью, оно совсем небольшое, но весьма актуальное.
Творите и создавайте, удивляйте других и самих себя!
По ссылкам ниже вы найдёте очень много полезной для спектаклей информации. Сценарии, музыка и звуки, театральные шумы и эффекты - такое дополнение непременно украсит ваш спектакль и сделает его незабываемым))
https://www.olesya-emelyanova.ru/
А ещё мы придумали для вас театральный чек-лист. Подсказка, которая легко поместится в карман). С её помощью вы легко поставите любой спектакль в любых условиях и ничего не забудете! Начиная от идеи, через буфет к пресс-релизу и … успеху!!!
Скачивайте и играйте, делитесь с миром через соцсети. Или присылайте нам, мы с удовольствием устроим вам пиар - сессию :)
авторизуйтесь