Говорят, что в каждой женщине есть своя загадка. А если это прообраз женщины, то без тайны точно не обойдёшься.
До сих пор точно неизвестно, откуда появилась русская красавица Матрёшка.
Говорят, что жена Саввы Ивановича Мамонтова (известного предпринимателя и мецената, покровителя людей искусства) привезла с острова Хонсю удивительную игрушку – фигурку добродушного лысого старичка с головой, вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Это была фигурка бога по имени Фукурокудзю или Фукурумы – бога богатства, счастья, изобилия, мудрости и долголетия. В самой же Японии авторство приписывают беглому монаху … из России!
По другой версии, происхождение матрёшки может быть и от другой японской игрушки - фигурки мудреца по имени Дарума. Он помогает в исполнении желаний и приносит счастье. Японцы до сих пор используют такие фигурки, устанавливая их на домашнем алтаре.
Однако, эти игрушки имели другой облик и были совсем не похожи на улыбчивую крестьянскую девушку…
Есть ещё одна версия: изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю из подмосковного города Подольска Василию Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник Сергей Малютин. Из воспоминаний Звёздочкина следует, что ему не доводилось видеть японских точёных игрушек.
Так и запишем: место рождения матрёшки – Московская игрушечная фабрика «Детское воспитание».
Кроме того, ещё до появления матрёшки русские мастера изготавливали деревянные пасхальные яйца, которые были разъёмными и полыми. Таким образом, вопрос о прямой связи между японской и русской матрёшкой так и остаётся нераскрытым...
А может быть, идея деревянной игрушки, которая состоит из нескольких фигурок, вставляющихся одна в другую, была навеяна мастеру русскими сказками? Помните сказку о Кощее, с которым борется Иван-царевич? “…на море на океане, на острове на Буяне есть зелёный дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо, а в том яйце игла - стоит только сломать иглу – и Кощей мгновенно умирает”.
Другими словами, одно в другом спрятано, заключено – и чтобы найти истину, необходимо дойти до сути, открыв, одну за другой, все “шапочки-нахлобучки”. Может быть, именно в этом и заключается истинный смысл такой замечательной русской игрушки, как матрёшка – напоминание о том, что в каждом есть оболочка, а внутри спрятано самое ценное?
А почему матрёшка - Матрёшка?
Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России. Имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает «знатная женщина», по-церковному писалось Матрона, среди уменьшительных имен: Мотя, Мотря, Матрёша, Матюша, Тюша, Матуся, Туся, Муся. С ним ассоциируются настоящие крестьянские женщины, пышущие здоровьем, с многочисленными детьми и пышной фигурой.
То есть теоретически матрешка могла бы называться и мотькой (или муськой)) Звучит, конечно, странно, хотя чем хуже, например, «марфушка»? Тоже хорошее и распространенное имя — Марфа. Или Агафья, между прочим, популярная роспись по фарфору называется «агашка».
Хотя согласимся, что «матрёшка» название очень удачное, кукла действительно стала «знатной». Матрёшка сразу снискала небывалое признание как символ русского народного искусства. Матрешки стали быстро распространяться по России, каждая губерния считала своим долгом «одеть» матрешку в соответствии с местными традициями.
Нашу матрёшку даже пытались копировать на Западе! В Германии и во Франции, увидев популярность наших красавиц, открыли несколько производств, но…Не получилось! Туристы всего мира предпочитают покупать матрёшек в России.
Сейчас трудно себе представить, что еще два столетия назад такой игрушки не было в нашей стране.
Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, то есть чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится. Больше матрёшек – больше записок! Это своего рода игра, и матрёшка здесь выступает в роли очень обаятельного, милого, домашнего символа, настоящего произведения искусства.
Изначальные сюжеты деревянных матрешек были исключительно женскими: румяных и полных красных дев рядили в сарафаны и платки, изображали их с кошками, собачками, корзинками и т. п.
Начинали работу с изготовления самой маленькой матрешки. Мастер брал небольшую чурочку, закреплял ее на станке и, держа резец особым образом, вытачивал малышку-матрешку. Затем вытачивалась нижняя часть второй матрешки, ее верх, и так далее, до самой старшей куклы.
В 1900 году Мария Мамонтова, жена брата С. И. Мамонтова представила кукол на Всемирной выставке в Париже, где они заработали бронзовую медаль. Вскоре матрёшек начали делать во многих местах России. Также в городе Семёнове, на художественной фабрике «Семёновская роспись», в 1922 году появилась на свет традиционная русская семёновская матрёшка, которую сегодня знает весь мир.
Интересно и то, что после появления первой детской матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им эта кукла! И все они делали это по-разному. Сергиев Посад, Полхов- Майдан, Вятка, город Семенов – древние центры народных промыслов, которым матрешка помогла стать знаменитыми.
Любопытно, что самая большая матрешка – семеновская – высотой 1 метр, диаметром 0,5м. насчитывает 72 фигурки. А самая маленькая матрешка 1.1 миллиметр, сделана из слоновой кости.
Данная матрешка была представлена на "Экспо-70" в Японии.
Высота этой матрешки составляла один метр. Диаметр полметра. Деревянные стенки изделий были толщиной всего полмиллиметра и даже просвечивались на солнце. Каждая матрешка была расписана уникальным узором.
Матрешка вместила в себя 72 матрешечки, и вес ее был около 30 кг.
Одни источники утверждают, что матрешка была подарена правительству Японии. Но другие утверждают, что набор продали на выставке за 3000 рублей.
Как же различить матрешек?
ЗАГОРСКАЯ МАТРЕШКА.
Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Загорская матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Расписывают ее по белому дереву гуашевыми красками, используя чистые (локальные) цвета. Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу и готовы губы бантиком.
Платок у загорской матрешки завязан узлом. Далее мастер рисует рукава кофты, сарафан. Платок и передник оформляются простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след-лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка.
Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком. От этого она становится еще ярче и нарядней.
СЕМЕНОВСКАЯ МАТРЕШКА.
Семеновская (городок Семенов, что в Нижегородской области) игрушка также вытачивается на токарном станке. Для работы используют хорошо просушенную древесину липы, осины, березы. Непросушенную древесину применять нельзя, иначе изделие, выполненное из сырой древесины, может треснуть, расколоться, и жаль будет труда, потраченного на него. Выточенное изделие — бельё — по форме похоже на загорскую, но несколько заужено книзу. А вот расписывают ее иначе, и краски берут другие.
Сначала белую матрешку грунтуют картофельным клейстером, втирая его в поры дерева. Это нужно для того, чтобы краски не растекались по деревянным волокнам и чтобы заблестела матрешка сразу после первого покрытия лаком. По высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают "наводку" черной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке (это важно, ведь кайма с цветочными бутонами является отличительным признаком семеновской матрешки).
Затем рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: пышные розы, колокольчики, колоски. Итак, наводка готова. Теперь роспись ведется анилиновыми прозрачными красками желтого, красного, малинового, зеленого, фиолетового цветов. И, наконец, матрешку лакируют. И вот перед нами яркая матрешка.
ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ МАТРЕШКА
Это соседка семеновской матрешки. А вытачивают ее в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Первые два этапа — грунтовка клейстером и наводка — выполняются так же, как и у семеновской, а вот роспись более лаконична: овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, на голове трилистник розана, овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку. Да и постройнее своих подруг она будет: форма матрешек более вытянутая, голова небольшая, уплощенная.
Сейчас почти каждая область и республика делают своих матрешек. Известны белорусские матрешки, которых изготавливают в городах Жлобине и Бресте, марийские матрешки из Йошкар-Олы, матрешки из Вятки, чей наряд, кроме росписи, украшает соломка, есть музыкальные матрешки и много-много других.
Кстати, от матрешки ведет происхождение не менее знаменитый «Ванька-встанька».
Потренируйтесь и вы в росписи матрешек.
авторизуйтесь