Почему лубок? Что это за слово такое?
Рассказываем.
Встречали на улице людей, предлагающих рекламные листовки?
А теперь представьте Россию XVI века — начала XVII века - те же люди, только листовки не раздают, а продают. Листовки тогда назывались «эстампы», а ещё «фряжские листы» или «немецкие потешные листы». Но первыми были китайцы – ещё в VIII веке они начали печатать и раскрашивать вручную картинки с разными сюжетами.
Рисунки для эстампов печатались на досках особого пиления и доски назывались луб (откуда и палуба).
Чертежи, рисунки, планы писали на лубе ещё с XV века. Позднее бумажные картинки получили название лубок, лубочная картинка.
Чаще всего лубочные картинки были со скрытым смыслом, этакие пра-пра-пра-прадедушки комиксов, что-то или кого-то высмеивающие. Они были очень популярны среди народа!
Видимо, из-за этого их и начали запрещать. В конце XVII века был выпущен целый Высочайший Указ Московского Патриарха от 1674 года, где строго-настрого запретили покупать лубки.
Но действия властей возымели обратный эффект.
Появилось огромное количество народных мастеров-кустарей (самоучек), которые
делали лубочные листки подпольно и распространяли их среди населения.
И только в середине XVIII века в России начали массово открываться фигурные (печатные) фабрики по производству лубочных картинок. Вплоть до конца XIX века лубок оставался единственным широкодоступным (то есть для всех) видом изобразительного искусства в Российской Империи.
Во время Отечественной войны 1812 года лубочные картинки стали частью официальной пропаганды. Сатирические карикатурные листки политического содержания высмеивали французов и поднимали боевой дух населения.
В начале Первой мировой войны лубочные листы еще использовались в качестве политического плаката в России. Но уже через несколько лет, после Октябрьской революции и Гражданской войны лубок окончательно сдает свои позиции. Новая Советская власть делает ставку на более прогрессивные печатные технологии и быстро искореняет кустарное производство во всех регионах страны.
Традиционный русский лубок имеет характерные особенности, которые отличают его от других видов изобразительного искусства. К ним относятся:
- Яркая раскраска контурных изображений
- Грубая прорисовка деталей
- Ограниченные размеры оттиска и формы
- Наличие на печатном листе помимо рисунка поясняющей надписи мелким текстом
Сюжеты были самые разные, но были среди них и «любимчики»)) Например, кот!
«Кот казанской, ум астраханской, разум сибирской…» именно таким пышным титулом наши предки наделяли этого героя лубочных картинок.
Исторические предания гласят, что в древности в Казани действительно существовала особая порода кошек. Судя по описанию, это были настоящие бойцы: крупные и сильные животные обладали круглой головой, широкой мордой, выпуклым лбом, крепкой широкой шеей, развитым плечевым поясом и коротким хвостом. Они были прекрасными мышеловами и отличались особенной сообразительностью.
Существует марийская легенда об осаде Казанского кремля в 1552 году войсками царя Ивана Грозного. Согласно ей, любимый кот казанского хана Алабрыс стал его спасителем, так как начал беспокоиться и предупредил о подкопе, который начали рыть под кремлевской стеной. Благодаря этому хан с семьей успел покинуть осажденный город. По тайному ходу казанский хан смог покинуть Кремль, выйти к реке Казанке, сесть в лодку и отправиться в Персию. Хочется верить, что и смышленого Алабрыса правитель не забыл взять с собой. Впрочем, от Ивана Грозного это Казань не спасло.
Казанские коты были так популярны, что в
середине XVIII века о них узнали даже при дворе в Санкт-Петербурге. Дело в том, что мыши и крысы в то время были настоящим бичом недостроенного Зимнего дворца.
По высочайшему указу императрицы Елизаветы Петровны от 13 (24) октября 1745 года в Казани было велено сыскать тридцать лучших котов местной породы, «удобных к ловлению мышей», и прислать их в столицу. Отвечал за эту важную операцию
сам губернатор Казани.
Так казанские коты стали столичными жителями и спасли пока еще недостроенный Зимний дворец от нашествия крыс. К сожалению, династии из этих зверей не получилось: согласно указу Елизаветы Петровны, в Петербург привезли только тех животных, которые не могли иметь потомства. Нынешние Эрмитажные коты, известные как одна из самых необычных «достопримечательностей» Северной столицы, не имеют к ним прямого отношения, зато продолжают славную традицию защиты Зимнего дворца от грызунов. А настоящие казанские коты так и остались на своей исторической родине.
Однако, еще задолго до XVIII века Казанский Кот стал героем народных шуток, прибауток и песенок-потешек. В качестве такого юмористического персонажа он появился в лубочном искусстве и был в нем фаворитом вплоть до начала XX века.
Известнейший сюжет о похоронах этого самого кота обычно печатался на двух или трех картинках, которые затем составлялись вместе – ведь история была очень обширной. В ней участвовал сам главный герой, который обычно лежал связанным на дровнях, и мыши, которых вокруг него собиралось до 66 штук!
Обычно картинка содержала и шуточные подписи, которые поясняли, что делает каждая из мышей. Такой своеобразный комикс очень смешил наших предков, хотя, по мнению некоторых исследователей, сюжет этот можно отнести скорее к черному юмору.
Сегодня русский лубок является предметом многочисленных исследований. Оказалось, что незамысловатые картинки могут много рассказать об истории и быте нашего народа. «Похороны Кота» при этом часто трактуют как политическую сатиру. В разных работах главному герою приписываются аналогии с различными историческими личностями, нелюбимыми на тот момент в массовом сознании. Возможно, что первые варианты лубков – это сатира на царя Алексея Михайловича, более поздние - карикатуры раскольников на Петра Первого, которые становились «обвинительным актом его деяний государственных и исторических».
Есть мнение, что «Кот брысь, он же Алабрыс (…) Кот казанской, ум астраханской, разум сибирской…» - это собирательный образ татарина, ведь недаром в подписи перечисляются завоеванные к тому времени ханства.
В XVIII веке легенда о Казанском Коте получила новое прочтение. Четвероногий герой стал частым персонажем лубочной графики, а изображали его, как и положено, огромным, усатым и с вытаращенными глазами. Подпись возле своеобразного портрета гласила: «Кот казанский, ум астраханский, разум сибирский». Казалось бы, отсылка к трем покоренным в XVI веке ханствам и чертам характера местных жителей очевидна, однако с такой трактовкой согласны не все.
По одной из версий, лубки с котами являются пародиями на самого Петра I! Если присмотреться к изображению внимательно, некоторые сходства и вправду бросаются в глаза. Чего стоит один характерный взгляд или роскошные усы!
Есть мнение, что «Кот брысь, он же Алабрыс (…) Кот казанской, ум астраханской, разум сибирской…» - это собирательный образ татарина, ведь недаром в подписи перечисляются завоеванные к тому времени ханства.
В XVIII веке легенда о Казанском Коте получила новое прочтение. Четвероногий герой стал частым персонажем лубочной графики, а изображали его, как и положено, огромным, усатым и с вытаращенными глазами. Подпись возле своеобразного портрета гласила: «Кот казанский, ум астраханский, разум сибирский». Казалось бы, отсылка к трем покоренным в XVI веке ханствам и чертам характера местных жителей очевидна, однако с такой трактовкой согласны не все.
По одной из версий, лубки с котами являются пародиями на самого Петра I! Если присмотреться к изображению внимательно, некоторые сходства и вправду бросаются в глаза. Чего стоит один характерный взгляд или роскошные усы!
авторизуйтесь