Органайзер звучит скучно))) Не то что гордый Органдук!
Тем более, если он как сундучок из сказки - яркий, нарядный, расписанный не просто красиво, а… по-царски!
Органдук мы уже приготовили, осталось только выбрать самый красивый стиль росписи из трёх:
Великоустюжская роспись
Этой росписью расписаны дворцы русских царей!
Потом она была забыта, а теперь возрождается благодаря мастерицам из Великого Устюга.
По всей стране расходились из Великого Устюга сундуки, украшенные «травным письмом» и обитые узорно-просечным железом. В то время они были двух видов: в форме сундука-теремка и сундука-подголовка.
Цветами да ягодами вдохновлялись древние мастера. Природой!
Главный элемент в этом орнаменте — незаменимый цветок тюльпана.
Самое главное правило - золотистый или белый фон. Цвета — охристо-желтый, красно-коричневый, зеленый-синий.
Сундучная роспись выполнялась на сундуках художниками-профессионалами. Случайным людям не доверяли!
Её ещё называют сложноорнаментальная, узорочье, царская.
Рисовали и на коробах, туесках. Не сундук, конечно, но тоже вещь полезная) Чаще всего их делали из луба (внутренний светлый слой коры). Её естественная поверхность — глянцевитая и гладкая — была удобна для росписи. Древесина почти не впитывала краску и не требовала предварительной обработки.
Когда площадь прямоугольника казалась художнику слишком большой, он вписывал в него еще круг или овал, а уже потом птицу, зверя или человека на коне.
Вся остальная поверхность короба заполнялась растительным орнаментом. Художник не оставлял свободным ни одного уголка!
Красоты много не бывает! И мы с древними художниками абсолютно согласны.
Гуслинская роспись
Гуслицы - это местность на юго-востоке Подмосковья, на границе между Орехово – Зуевским и Егорьевским районами. В этих местах берёт своё начало единственная речка в России с музыкальным названием – Гуслица.
Краеведы могут рассказать множество легенд о происхождении названия, например, как в речку бросали гусли и вымачивали в ней древесину для изготовления этого музыкального инструмента.
Именно в эти глухие места бежали от преследований в конце XVII века раскольники- староверы. На протяжении веков они сохраняли древние традиции украшения рукописных книг уникальной росписью, получившей название «гуслицкая», яркая, многоцветная, в основе которой - растительные мотивы.
Этот тип декоративного орнамента использовался для украшения певческих богослужебных книг. В первую очередь это были заставки – пышные орнаменты в начале каждого раздела текста.
Заглавные буквы, объемные и широкие, с внутренней стороны украшались золотыми и цветными завитками. Для моделирования объема использовалась цветная штриховка.
Эти яркие книги стоили очень дорого!
Несмотря на высокую цену, книги моментально расходились по всей стране, а их популярность была высока не только из-за нарядности, но и из-за высокой грамотности писцов.
Самобытное искусство, ставшее уникальным для края явлением, просуществовало до конца XIX столетия. Именно в это время рынок наводняется книжной продукцией, выпущенной типографиями. Печатные издания, которые значительно дешевле рукописных, выходят большими тиражами. Переписчики лишаются заказов, а вместе с ними и средств к существованию. Постепенно народный промысел, существовавший двести лет, сходит на нет, а печатная книга окончательно вытесняет рукописную.
Буквица – главный элемент «гуслиц»
Страницы старообрядческих книг украшены заглавными буквами - буквицами. В гуслицкой росписи именно они являются обязательной частью книжного декора. Буквицы изображаются в виде людей, животных, цветных растительных орнаментов.
Глядя на эти книги, можно судить об отношении к Богу староверов. Для них он являлся источником счастья, и поэтому все произведения очень жизнерадостны.
Главной особенностью гуслицкой росписи являются яркие краски, которые сочетаются с сияющей позолотой. Благодаря их использованию у читателей создается ощущение радости и праздника. Надо отметить, что такого буйства цветов, действующих жизнеутверждающе, нет ни в одной из рукописных школ старообрядцев.
С левой стороны страниц рукописных книг часто можно увидеть причудливо выглядящие деревца, на вершине которых обязательно сидят птицы. Считается, что это изображение дерева мира – своеобразной модели вселенной, где каждому существу есть свое место.
Чудесные птицы символизировали добро. Несущие людям благую весть, они всегда отличаются фантастической раскраской.
Борецкая роспись
Борецкой она названа по селу Борок (Шенкурский уезд) в среднем течении реки Северная Двина (возникло на берегу Двины при заселении Двинского края новгородцами в XI—XII веках).
В старину здесь была распространена роспись в иконописной манере. Расписывали туеса, короба, орудия труда и другие предметы домашнего обихода, но особенное внимание уделялось прялке. Красочной прялкой гордились, а в доме она висела на самом видном месте.
Традиционная борецкая роспись выполняется в ярких, но, вместе с тем, натуральных цветах - оранжевом, красном, вишневом, золотисто-желтом, насыщенно-зеленом, белом. Для контраста между ними добавляются тонкие черные линии, которые подчеркивают сочность и насыщенность тонов.
В современности борецкая роспись может выполняться не только по дереву, но и по бумаге, шелку и другим материалам.
Орнамент состоит из ромбиков, кружочков, капелек, треугольников. Все элементы обводятся черным контуром.
Символ борецкой росписи - Древо жизни. Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг которого изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья. Мотивами композиции могли служить жанровые сценки: чаепитие, гуляния и проч.
История борецкой росписи начинается с легенды, которая давно живет на двинской земле.
Более пятисот лет тому назад московский князь Иван Третий подчинил себе русские земли. В те времена дань он собирал даже с Пскова и Новгорода. Но группа новгородских бояр, которую возглавила женщина с властным и сильным характером – боярыня Марфа Борецкая (жена бывшего новгородского посадника), – не могла смириться с подобным закрепощением. Чтобы усмирить их, Иван Третий отправил свое войско, и ему удалось покорить Новгород. Марфа Борецкая бежала с боярами в Северную Двину, где она поселилась на высоком берегу, огородив это место валом.
И все-таки как не крути - наиболее известны именно борецкие прялки. Различить борецкую роспись прялок можно, в первую очередь, по узору на ножке. Через всю ножку борецкой прялки тянется прямой стебель с симметрично расположенными традиционными трилистниками, который часто завершается в розетке пышным тюльпаном. В верхнем круге борецких прялок, кроме розеток, иногда размещались птица, цветок или "перчик".
Представь себя Мастером!
Подари своим полезным мелочам (а это ручки, карандаши, ластик и прочие нужности) царский “дворец” - нарядный, яркий, праздничный)
Здесь можно скачать и распечатать, а затем раскрасить и сложить настоящий Органдук в трёх стилях. Хватит и себе, и на подарок.
Примеры росписи
Примеры готовых органдуков
авторизуйтесь