Чтобы понять, что такое планы в произведениях искусства, нужно представить картину, как сцену в театре: вот главные герои в ярких костюмах произносят какую-то речь, вокруг другие актеры, которые очень важны в спектакле, но или у них слов меньше, или роль — второстепенная. А еще есть декорации, которые служат фоном, создают обстановку. И если в спектакле сюжет нам рассказывают словами, музыкой, движениями, то у художников свой язык.
Цветом, формами художники передают нам свои мысли, истории, впечатления. Но вместо сцены — плоский холст. Тут уже невозможно выйти на край сцены, обратившись к зрителю)) Как же выделить главного героя и показать второстепенного? Как на двухмерном пространстве изобразить ветер, улетающих вдаль птиц или бескрайние цветочные поля?
На помощь приходят планы. И перспектива. Как верные друзья, они никогда не расстаются. Но так было не всегда, долгое время люди не могли понять, почему, если изображать предметы точно такими, какие они и есть, картина выглядит странно.
Рассмотрите картину внимательно, что с ней не так? Две знатные дамы играют в шахматы. Платья красивые, и шахматные фигуры стоят так, как их видят игроки. Стол тоже обычный. Что не так?
А вот другое изображение. Рассмотрим?
Дорога, если обвести ее взглядом, треугольной формы. Какая-то неправильная дорога! Но именно поэтому нам кажется, что она становится все меньше и меньше, дальше от нашего взгляда. На самом деле, конечно, ширина всегда одинакова – в противном случае не было бы достаточно места для автомобилей!
Это проделки перспективы.
Именно она помогает отдалять или приближать предметы, изменять пространство.
На самом деле, наш разум и глаз находятся в постоянном конфликте: разум подсказывает мозгу: «эти рельсы параллельны и горизонтальны». Глаз отвечает: «Как видишь, рельсы поднимаются к небу и становятся тоньше к вершине». Мозг говорит: «Рельсы всегда параллельны, иначе поезда сошли бы с рельсов».
Но если мы хотим научиться хорошо рисовать, нам нужно перестать «думать о мире», а вместо этого начать слушать, что говорят нам наши глаза. Мы должны научиться концентрироваться исключительно на зрительном восприятии.
По сути, перспектива — это оптическая иллюзия. Мы намеренно искажаем, рисуем предметы неправильно, чтобы на картине они выглядели правильно.
Не запутались?
Рассмотрите рисунок комнаты. Нарисованный по законам перспективы, как видит наш глаз, он кажется правильным. Но оглянись! Наверняка в твоей комнате все углы прямые, и двери у шкафа одинаковые.
Перспектива очень дружит с планами.
Помните наш спектакль? В любой картине, как и спектакле, есть главные герои и декорации. Планы, не говоря ни слова, подсказывают нам кто есть кто.
В ходе развития истории выделены 3 плана: передний, средний и задний. Каждый из планов выполняет свою функцию:
передний план вводит зрителя в картину, втягивает в глубину пространства;
средний план является главным, на нем обычно разворачивается главное действие картины и помещаются главные предметы и герои;
задний план обозначает место действия (декорации).
Если разобрать картину на планы, мы снова увидим перспективу. Она меняет не только размеры или направление, она еще и с цветом забавляется!
Почему, когда мы смотрим вдаль, то предметы выглядят бледнее? Воздушная перспектива, это все она.
Вот что выявил великий Леонардо да Винчи:
- Всё, что ближе ко мне, более ярко, более чётко, больше в размерах и имеет больше видимых деталей
- Всё, что дальше от меня, менее ярко, менее чётко, меньше в размерах и имеет меньше видимых деталей
- Чем больше расстояние между мной и предметом, тем больше воздуха и цвет менее сочный
- Чем меньше расстояние между мной и предметом, тем меньше воздуха и цвет более сочный
- Если присутствуют: пыль, туман, дым или дождь, то и размытость больше
- Если отсутствуют: пыль, туман, дым или дождь, то и размытость не нужна
- Дальний план не насыщен цветом и тоном, менее чёткий по прорисовке
- Ближний план насыщен цветом и тоном, более чёткий по прорисовке
Видеоинструкция
авторизуйтесь