Кукла очень давно стала частью жизни человека – бытовой и религиозной. Она берет начало из древних культовых фигурок. Для изготовления кукол использовали разные материалы и применяли разные техники. Их сочетания привели к развитию куклы в трех основных направлениях: религиозной скульптуры, предмета эстетики и коллекционирования и, конечно, игрушки.
Игрушка, по мнению наших предков, должна была не только развлекать чадо, но также и обучать, прививать определённые качества и навыки, а зачастую – защищать и оберегать от внешнего материального и духовного «зла».
Сегодня мы рассмотрим некоторые характерные образцы народной куклы и её применения в воспитании.
«Зайчик-на-пальчик»
Забавная и очень функциональная игрушка для малыша от трёх лет родители изготавливали на случай, если придётся оставить ребёнка одного. «Зайчик» становился для него другом и собеседником, который всегда рядом – «на пальчике». К нему можно было обратиться, если станет скучно или страшно, поговорить, пожаловаться или просто поиграть. Во время игры с куклой ребёнок обучался навыкам коммуникации без взаимодействия с людьми. Малыш справлялся с тревогами и страхами, занимал себя самостоятельно, не ожидая развлечений со стороны взрослых.
«Отдарок-на-подарок»
Эта кукла очень проста в изготовлении: пятилетний ребёнок вполне мог смастерить её без помощи взрослых. Служила такая поделка для того, чтобы ребенок мог выразить свою благодарность, если ему что-то дарят или чем-то угощают. Это замечательный пример игрушки, которая формирует в ребёнке морально-этические представления о взаимодействии между людьми: о благодарности и взаимоотдаче.
«Убоженька»
Невероятная по своей социально-психологической воспитательной нагрузке маленькая куколка с говорящим именем. При ее изготовлении специально использовали самые невзрачные тряпочки. «Убоженька» была с худыми тоненькими ножками и не могла стоять без опоры. Отсутствие ручек говорит о том, что кукла не в состоянии помочь себе сама. Такая кукла призвана пробудить в маленьком человеке чувство сострадания к ближнему, искреннее желание помогать нуждающимся и не оставлять в беде слабых.
«Каша»
Неказистая на вид, но очень полезная кукла приобщала девочку к домашним делам: помогать матери и примерять на себя другую – «недетскую» роль. Это происходило примерно в возрасте семи лет. Начиналась эта новая веха жизни с приготовления новоиспеченной помощницей своей первой каши. Ребёнку всему легче учиться в игровой форме: тут-то и оказывала свою неоценимую помощь одноимённая кукла-мерка, ведь у мамы не всегда было время подсказать и посоветовать, напомнить. А с куклой было всё легко запомнить: сама она ростом с горшочек, крупу насыпали по пояс, воду – по шейку, а высота головы – пустое пространство, чтобы каша не выкипела.
Безусловно, эти куклы могут помочь родителям в воспитании, а детям – в развитии полезных качеств для жизни в обществе и в наши дни. Кроме того, традиционные куклы несут в себе ключ к пониманию родной культуры и эстетики. Через простые творческие практики они приобщают малыша к традиционной культуре, органически вплетая её в повседневную жизнь.
Мастер-класс ДШИ.онлайн «Крупеничка» познакомит ребенка с миром обережных кукол, их символизмом и значением в жизни наших предков. Вместе с педагогом ребенок сможет сделать собственную куклу-оберег, значение которой наши предки трактовали как единение с природой, стремление к новым начинаниям и переменам.
Записаться на мастер-класс «Крупеничка» можно на сайте проекта ДШИ.онлайн https://dshi-online.ru/...
Автор статьи — Юлия Зайдель
авторизуйтесь