История проекта ДШИ.онлайн
Согласно исследованию Фонда развития Интернета, подростки значительное время проводят в сети: «в будни /ежедневно/ в интернете от 3 до 8 часов проводят 37% подростков, в выходные — практически каждый второй (47%)». За последние годы массовым стал ежедневный просмотр детьми видеоконтента на Youtube (48% в 0–12 лет), использование мессенджеров (35% в 8–12 лет), общение в социальных сетях (36% в 8–12 лет). Мобильные игры на гаджетах стали ежедневным видом досуга для каждого второго ребенка с рождения до 12 лет (45%).
Вопреки сложившимся стереотипам, дети и подростки в сети больше всего времени тратят на поиск и обсуждение эстетически значимой информации (музыка, фильмы и изображения), а не на игры и поиск рефератов. По данным МГППУ, «наибольшую практическую значимость с их точки зрения имеют развлекательные возможности социальных сетей: прослушивание и скачивание музыки и кино».
Интернет стал важным фактором эстетического развития детей через сообщества в социальных сетях, использующие технологии сетевого вовлечения. С другой стороны, ценности традиционной культуры мало представлены в сети, здесь низка активность художественной педагогики. В социальной сети ВКонтакте число подписчиков у пабликов MDK, наполненных крайне негативным контентом – более 14 миллионов человек, у успешных просветительских Arzamas – около 390 тысяч, Литературные герои – примерно 206 тысяч, Русская культура – около 66 тысяч. Организации допобразования из-за ограничений статуса неохотно распространяют свою активность на интернет, а отдельные энтузиасты-учителя часто не владеют необходимыми навыками.
АНО «Институт информационных технологий в образовании» (АНО «ИИТО», сайт https://ano-iito.ru) с 2008 года проводит поиск новых методик и моделей эстетического просвещения в интернете. Эта работа включает в себя проведение исследований http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/53-59_hannanov.pdf, организацию конференций по детскому цифровому пост-фольклору http://ano-iito.ru/blog/konferentsiya-po-detskomu-narodnomu-tvorchestvu/, повышение квалификации педагогов эстетического цикла http://ano-iito.ru/blog/zavershilos-obuchenie-vtoroj-gruppy-povysheniya-kvalifikatsii/, а также общественное обсуждение указанных проблем https://ano-iito.ru/blog/kruglyj-stol-v-obshhestvennoj-palate-rf/.
В 2018 году АНО «ИИТО» получила грант Президента России на выполнение проекта ДШИ.онлайн.
ДШИ.онлайн - проект по культурному просвещению, эстетическому воспитанию и неформальному художественному образованию детей и подростков, направленный на изменения в их повседневной жизни – за пределами сложившихся конкурсных и концертно-сценических практик. Механизм реализации проекта предполагает использование новейших технологий коммуникации и взаимодействия в интернете, привлечение модернизированных методик отечественной педагогики искусства и организацию межсекторального взаимодействия некоммерческих организаций, государственных/муниципальных учреждений образования и культуры и родительских и профессиональных сообществ.
Проект призван помочь прийти академической педагогике искусства в пространство Интернета, чтобы в этой естественной для современных детей и подростков среде вовлечь их в ежедневное эстетическое творчество, связанное с основными событиями и ситуациями их повседневной (внесценической) жизни – вне сложившихся конкурсных и выставочных/концертных рамок.
Инструментом ДШИ.онлайн станут Интернет-сервисы, призванные поменять и сетевые практики детей в их негативной части, и измениться самой педагогике искусства, модернизируясь для передачи новому поколению традиций отечественной эстетической культуры в новых форматах.
Некоммерческий негосударственный статус позволит проекту стать связующим звеном между поставленными в ведомственные рамки школами искусств с их ограниченной сценической и выставочной академической традицией и реальными эстетическими постфольклорными практиками детей и подростков (мемы, флешмобы, стриминг и т.д.).
В 2019 году АНО «ИИТО» получила грант Мэра Москвы на развитие ДШИ.онлайн в форме проекта «Детские трансмедиа арт-мастерские». Проект нацелен на борьбу с интернет-зависимостью и сетевыми негативными практиками детей. 50 арт-мастерских в парках (с их благоприятной физической средой) и библиотеках (с их книжными ресурсами) будут вовлекать детей в развивающую деятельность в реальном мире: неделя онлайн подготовки – очная арт-мастерская – неделя онлайн выполнения заданий. Модель проекта позволит преодолеть межведомственные барьеры в построении интегрированного пространства эстетического развития детей, объединяющего полезную и безопасную интернет-среду и очные мероприятия.
В 2020 году АНО "ИИТО" получила грант Президента России на проект «ДШИ.онлайн: здравствуй и твори». Цель проекта – сделать при помощи цифровых инструментов, трансмедийных методик обучения и технологий искусственного интеллекта доступным дополнительное образование для детей, проходящих стационарное или амбулаторное лечение и, тем самым, способствовать их образовательной инклюзии и социально-культурной адаптации. Для целей инклюзии будут адаптированы и профилированы 10 курсов и 10 видеофильмов художественной и социально-педагогической направленности, разработаны 10 чат-ботов, обучены кураторы-тьюторы в больницах. 2100 юных пациентов примут участие в трансмедийных смешанных (очно-заочных) программах обучения на базе 6 лечебных учреждений в 4 субъектах РФ, еще 900 ребят из разных регионов пройдут курсы в чисто дистанционном формате.
Совместно с экспертами Института коррекционной педагогики РАО и дефектологического факультета МПГУ проведена работа по содержательной адаптации курсов, включая профилирование по профилю заболевания и медицинским показаниям (рекомендациям) в соответствии со спецификой отдельных классов болезней и нозологических единиц.
В 2021 году АНО "ИИТО" получила грант Президента России на проект "ДШИ.онлайн: постковид". Цель проекта – постковидная психолого-педагогическая реабилитация детей и подростков средствами дистанционной арт-терапии в новых форматах на базе цифровых технологий в партнерстве с ведущими медицинскими центрами страны.
В 2022 году АНО "ИИТО" получила грант Президента России на проект "ДШИ.онлайн: трансмедиа". Цель проекта – повысить эффективность образовательной инклюзии и социально-культурной адаптации детей и подростков от 6 до 18 лет, проходящих стационарное или амбулаторное лечение и/или психолого-педагогическую реабилитацию после перенесенного COVID-19 посредством применения инновационных трансмедийных учебно-просветительских комплексов в условиях регулируемого доступа к сети интернет.
С момента старта в начале 2019 года ДШИ.онлайн развивается по четырем основным направлениям: создание учебно-просветительского контента, разработка методик и инструментов цифровой среды взаимодействия, налаживание связей с родительской и профессионально-педагогической общественностью, а также построение сети партнерских организаций в России и за рубежом.
Контент
Проект начался с полуторамесячной работы распределенной группы экспертов – педагогов искусства по различным дисциплинам, методистов системы дополнительного образования художественной направленности, антропологов, культурологов, детских психологов, этнографов, разработчиков электронных курсов, специалистов и руководителей традиционных ДШИ и общеобразовательных школ. В результате проведенного анализа была разработана карта «болей», переживаний и озабоченности детей и родителей и коррелирующих им потребностей и запросов в дополнительном образовании художественной направленности для различных социальных, психологических и творческих ситуаций целевой аудитории.
Илл. 1. Одна из стратегических сессий команды ДШИ.онлайн.
На этой основе экспертами был составлен расширенный список тем для просветительских курсов по направлениям «Обряды и праздники», «Декор и ИЗО», «Музыка и танец», «Мода и стиль», «Театр», «Современное искусство и видеостриминг», «Мультипликация» и «Литературное творчество». После этого был проведен онлайн опрос среди родителей и на основе их предпочтений были разработаны, сверстаны на сайте ДШИ.онлайн и апробированы 26 курсов (примечание: с ноября 2021 года удалены из общего доступа в связи с окончанием срока поддержки):
Семь секретов селфи
Веснянка
Подпись как шедевр
Портрет-аватар в стиле коллаж
Инсталляция. Бардак как объект
Все, что ты хотел узнать о написании страшилки, но боялся спросить
Аватар. Лик. Образ
Твой креатив на кончике ручки
Кукольные стихии
Твоя премьера!
НеВуду
Стань писателем. Быстрый старт
Единорог – закрученная история
По большинству направлений предлагаются онлайн мастер-классы (длительностью до 7 дней), миникурсы (до 1 месяца) и полные курсы (до 3 месяцев), есть микро-курсы, рассчитанные на один академический час. Каждый курс содержит историко-культурный (знаниевый) блок, упражнения на формирование конкретных навыков и задания на погружение приобретенных знаний и умений в повседневность – например, через введение в семейные традиции, полезные привычки и т.д.
Илл. 2 Скриншот страницы для работы с одним из курсов.
Для привлечения внимания к курсам и мастер-классам, разнообразия подачи образовательного материала, создания акцента на историко-культурной части курсов и пояснения практической части курсов было создано более 200 видео различного назначения, получивших более 130 000 просмотров в интернете. Некоторые из них носят чисто информационный характер и рассказывают о возможности бесплатно записаться на курс и пройти обучение, см., например, промо для мастер-класса «Кукольные стихии». Другие больше похожи на адаптированные для подростков документальные фильмы, например "Царский пир" и "История подписи". Эти фильмы были сняты по авторским сценариям с использованием профессионального оборудования и озвучивались профессиональными дикторами. Были созданы также фильмы чисто учебно-инструктивного характера, см. пример по курсу «Квиллинг».
Методики и цифровая среда взаимодействия
Основное взаимодействие происходит через личный кабинет на сайте https://dshi-online.ru, на котором обучающийся (или его представитель – родители, педагоги и т.д.) регистрируются через свою электронную почту. Задания проверяются педагогами, некоторые из них предполагают активность в социальных сетях, а также взаимодействие с семьей и сверстниками.
В зависимости от типа, курсы проходятся индивидуально в свободном графике или в группах, по расписанию. Если курс носит смешанный, очно-заочный характер и на базе партнерских организаций проводятся очные учебные мероприятия (например, мастер-классы) применяется методика смешанного и «перевернутого» обучения, когда «теоретический» компонент доводится через сайт, а очное общение посвящено практике.
Для реализации проекта используется комплексная цифровая среда, состоящая из следующих компонентов:
1. Образовательная платформа в интернете: здесь в основном дается текстовый материал, графика, задания, ссылки на дополнительные ресурсы. Это вариант учебного пособия, открывающегося перед учеником по мере прохождения курса. На платформу учащийся также загружает фото и видео сделанных работ.
2. Видеоконференции разного типа с обратной связью: основная задача - взаимодействие с обучающимися. Вебинары записываются и доступны в просмотре, участники могут задавать вопросы в текстовом чате. Помимо записанных видео, из профессиональной студии были проведены пилотные прямые трансляции («стримы») и классические вебинары через Youtube и ВКонтакте.
Илл. 3. Скриншот стрим-вещания из профессиональной студии.
Еще одним перспективным каналом работы с обучающимися – использование специализированных сервисов видеоконференций, во время которых возможно полноформатное общение с аудиторией до 300 человек. Современные встроенные инструменты (управление правами доступа, демонстрация экрана, совместная работа на виртуальной доске, управление чужой клавиатурой, групповые и парные форматы, использование двух и более камер и т.д.), а также высокое качество видео и аудиосвязи в купе с возможностью записи сеанса (для последующего просмотра в удобное время) делает такие видеоконференции эффективным инструментом дистанционного обучения. В ДШИ.онлайн в настоящее время апробируется цикл лекций по истории и теории музыки и танца.
Илл. 4. Профессор И.Д. Ханнанов (Консерватория Пибоди, США) во время сеанса видеоконференции по теории музыки
3. Закрытые/открытые группы в социальных сетях: основная задача - социализация и распространение процесса и результатов обучения. Учащийся выкладывает (публикует в группе) результаты обучения (включая видео и фото), прохождение и результаты курса обсуждаются между самими обучающимися, между обучающимися и преподавателем. Если группа закрытая, то часть материалов и обсуждения по согласованию с родителями и преподавателем учащиеся выкладывают в открытое пространство соцсети - на свои аккаунты, аккаунты друзей, в группы и т.д.
В 2019 году в рамках проекта ДШИ.онлайн созданы 16 сообществ и групп в восьми социальных сетях, к работе в которых привлечены специалисты-модераторы и модераторы-волонтеры из числа студентов творческих и педагогических колледжей и вузов. Развивается сеть аккаунтов в социальных сетях и на новой, актуальной у подростков и детей платформе ТикТок.
В результате более 40 000 детей, подростков и молодежи вовлечено в учебно-просветительскую активность в группах и сообществах ДШИ.онлайн в социальных медиа.
Онлайн формат ДШИ.онлайн определил направленность ее работы на максимальную доступность эстетического просвещения, в т.ч. для детей с ОВЗ, из «трудных» и малообеспеченных семей, в поселках без школ искусств. Специфика используемых в ДШИ.онлайн технологий обеспечила высокий уровень вовлечения детей за счет интерактивности и игрофикации, «вирусного» распространения, интенсивного обсуждения и обмена результатами творчества и т.д.
Благодаря этим и другим форматам продвижения, на конец 2019 года более 2000 детей и подростков из 82 регионов России и 49 зарубежных стран стали участниками просветительских программ ДШИ.онлайн, вовлечены в творческие онлайн и оффлайн практики и охвачены информационной, методической, творческой, организационной, навигационной и коммуникационной поддержкой.
4. Разработаны и апробированы информационно-просветительские технологии работы с детьми и подростками через чат-боты с применением элементов искусственного интеллекта в социальных медиа. В настоящее время наполнены просветительским содержанием 11 чат-ботов для использования в социальной сети ВКонтакте, из них 7 апробированы, открыты для доступа и используются для:
а) организационной поддержки (напоминания, извещения и т.д.);
б) контроля качества обучения (тесты, квизы и т.д.);
в) для реализации игрофикации и рекреационной (развлекательной) функции;
г) привлечения/вовлечения обучающихся.
Илл. 5. Чат-боты на сайте ДШИ.онлайн
Общественно-профессиональное сообщество
Проведена большая работа по интеграции ДШИ.онлайн в информационное пространство родительских сообществ и тематической блогосферы. На систематической основе в информирование о проекте было вовлечено более 240 блогеров-волонтеров, выстроена работа с детско-родительскими порталами и СМИ.
ДШИ.онлайн регулярно ведет блоги на популярных ресурсах Яндекс.Дзен и Мел.фм, в «Живом журнале», порталах «Отдых всей семьей», «Семья (7я.ру)», «Школа Сегодня».
В ДШИ.онлайн реализован канал "обратной связи" с целевой аудиторией. Выстроена методика проведения глубинных интервью с акцентом на предложения по совершенствованию и получению замечаний и критики, решены процедурные, нормативные и технические вопросы. В команде проекта проводятся регулярные методические совещания по полученным от родителей и детей отзывам, формируются задачи по доработкам. В ходе интервью выявляются неожиданные предпочтения - например, многие родители сами хотят учиться на курсах ДШИ.онлайн (см. примеры здесь и здесь . В ходе интервью и запросов через сайт и в соцмедиа выявляются методические проблемы - например, по сокращению графика прохождения обучения, по дополнительной мотивации дистанционно обучающихся. Для решения этих проблем командой проекта внесены улучшения и проведены доработки.
Илл. 6. Публикация одного из интервью с мамой обучающегося.
Для обсуждения методических и организационных вопросов эстетического воспитания детей в цифровой среде члены команды проекта регулярно участвуют в профессиональных мероприятиях, в т.ч. на XVI международной конференции “Тенденции развития образования”, организованной Московской высшей школой социальных и экономических наук на базе РАНХиГС, VI Всероссийском совещании работников сферы дополнительного образования детей, организованном Минпросвещения России, круглом столе в Общественной палате РФ на тему «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных событий». На Форуме для специалистов системы образования и социально-культурной сферы «Достояние России. Искусство и Культура — детям» команда проекта стала организатором панельной дискуссии «Цифровизация и эстетические практики современных детей и подростков».
Илл. 7. На панельной дискуссии «Цифровизация и эстетические практики современных детей и подростков», организованной АНО «ИИТО».
Привлечение ведущих экспертов страны позволяет, с одной стороны, выявить риски и нерешенные проблемы и наметить пути решения и, с другой стороны, предоставляет возможность распространения позитивного опыта и передовых подходов ДШИ.онлайн в дополнительном образовании детей – в тесном сотрудничестве государственных и муниципальных образовательных организаций, некоммерческого сектора и родительской общественности.
Партнерство
Статус НКО помог проекту стать связующим звеном между ограниченными ведомственными рамками организациями допобразования и реальными эстетическими практиками детей и подростков, во многом определяемыми сегодня виртуальной средой. Для этой цели развивается взаимодействие с ведущими центрами художественного образования страны, поддержавшими проект. В настоящее время подписаны соглашения о сотрудничестве с ведущими организациями в сфере дополнительного образования и эстетического просвещения, в числе которых – Московский педагогический государственный университет, Республиканский модельный центр дополнительного образования детей Республики Татарстан, Региональный модельный центр дополнительного образования детей Свердловской области, Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи имени В.П. Поляничко, Лаборатория теоретической фольклористики Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС, Центр типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), Союз композиторов России и др.
Илл. 8. Подписание соглашения с Республиканским модельным центром дополнительного образования детей Республики Татарстан.
Разработана информационная система взаимодействия с партнерскими организациями, проведена техническая интеграция между образовательным сайтом проекта и используемой системой управления проектами. Запущен каталог организаций дополнительного образования и его интеграция с личным кабинетом на образовательном сайте проекта, благодаря чему обучающиеся теперь прямо в курсе получают рекомендации по прохождению очного обучения по теме курса ДШИ.онлайн в одной из 52 близлежащих партнерских школах искусств и дворцах творчества.
На основе подписанных с вузами соглашений, заработала система вовлечения в проект студентов-волонтеров, которые проходят педагогическую практику на базе проекта.
Благодаря партнерству с Комитетом общественных связей г. Москвы была проведена серия оффлайн/онлайн арт-мастерских в 7 парках г. Москвы, в т.ч. в рамках программы «Лето с пользой». Культурно-просветительские мероприятия посетили более 450 детей. Отработаны методики смешанного, "перевернутого", трансмедиа обучения с элементами игрофикации и театрализации.
Илл. 9. Трансмедийный мастер-класс ДШИ.онлайн в одном из парков Москвы.
Развитие партнерства вышло на международный уровень – подписаны соглашения с представительствами Россотрудничества в Тель-Авиве и Вифлееме. В конце 2019 года во взаимодействии с указанными представительствами были проведены совместные пилотные трансмедийные просветительские программы.
Илл. 10. Очная фаза трансмедийной арт-мастерской на базе Российского центра науки и культуры в Вифлееме (Палестина).
В 2020 году в ДШИ.онлайн активно развивается сотрудничество со школами и организациями дополнительного образования детей. Выстроена организационно-методическая модель взаимодействия, включающая в себя ряд направлений. Одним из основных стала «уберизация» платформы – адаптация к онлайн формату и размещение на сайте ДШИ.онлайн партнерских программ допобразования.
Пример такой работы – реализация соглашения о сотрудничестве с ГБУДО «Оренбургский дворец творчества детей и молодежи» им. В.П. Поляничко. В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» был проведен областной дистанционный турнир по медийно-информационной грамотности #ЗнаюМИГ. ДШИ.онлайн выступила в качестве интернет-площадки для проведения турнира. В онлайн турнире приняли участие 118 детей и подростков из 22 территорий области.
ДШИ.онлайн переработала для дистанционной формы элементарный начальный курс обучения игре на гитаре ООДТДиМ им. В.П. Поляничко (автор Ю.В. Долгополов) и осуществляет его полное онлайн сопровождение. Участники курса узнают о составных частях гитары, названия и обозначения струн, обозначения ладов. Научатся посадке гитариста и положению гитары при игре, правильной постановке рук, постановке пальцев правой руки, конфигурации пальцев левой руки, использовании аппликатуры и приемам звукоизвлечения на гитаре, а также основам музыкальной грамоты
Илл. 11. Презентация онлайн курса по гитаре в Бузулуке, Оренбургская область.
17 февраля 2020 года в г. Гае Оренбургской области состоялась презентация ДШИ.онлайн для сорока представителей школ и организаций дополнительного образования восточных районов области. По окончании мероприятия педагоги и управленцы выразили мнение о том, что ДШИ.онлайн открывает возможности для получения альтернативного дополнительного образования.
Илл. 12. Презентация ДШИ.онлайн в г. Гае, Оренбургская область.
Первый год реализации проекта ДШИ.онлайн показал, что инициативы сектора НКО – при необходимом кадровом обеспечении и во взаимодействии с государственными и муниципальными образовательными организациями и родительской общественностью – могут стать механизмом для поиска решений системных вопросов в сфере образования. В случае с ДШИ.онлайн речь идет об организационно-методической проблеме инерционности системы художественного образования и эстетического воспитания – выдающейся в отношении методик обучения, но недостаточно быстро реагирующей на изменившийся информационный уклад детей. Решения, предлагаемые ДШИ.онлайн – это использование таких методик в допобразовании, как «перевернутое» и «смешанное» обучение, применение специфики социально-сетевого общения и, главное, интеграция получаемых знаний, умений и навыков в повседневную жизнь ребенка. Подход ДШИ.онлайн состоит в том, чтобы не разрушать отечественную систему дополнительного образования художественной направленности, а модернизировать с точки зрения коммуникационных инструментов, максимально сохранив ее ценности и традиции.
Необходимо отметить, что проекты, подобные ДШИ.онлайн – в силу своего межсекторального характера и применяемых инновационных подходах – даже при ограниченном масштабе своей деятельности могут сыграть важную роль в решении социально значимой проблемы негативного воздействия интернета на эстетическую социализацию детей. При должной поддержке такие инициативы могут многое сделать на пути конкурирования с шоу-бизнесом в интернете (а не простого запрета и ограничений), даже несмотря на количественный перевес негативного контента и практик в современной сети. ДШИ.онлайн и немногочисленные проекты подобного типа являются примерами этой работы и опытом функционирования в качестве медиаторов между традиционными культурными и образовательными институциями и, таким образом, служат «пилотными площадками» для распространения доказавших свою эффективность подходов для решения указанной социальной проблемы.
Основным фактором успешной реализации проекта является его востребованность со стороны, в первую очередь, родителей и – что было неожиданным для команды – лечебных учреждений и пациентских организаций, средних школ и учреждений культуры (включая библиотеки, парки и музеи). Заработало «сарафанное радио»: значительное число работников сферы допобразования рекомендуют ДШИ.онлайн своим ученикам и знакомым. В ДШИ.онлайн родители могут привлечь не только детей, регулярно посещающих обычные ДШИ, но и тех, кто не проявлял ранее интереса к традиционным программам допобразования. Спрос на курсы определяется и доступностью ДШИ.онлайн: среди обучающихся есть немало детей, проживающих в малых населенных пунктах, где нет очных ДШИ и находящихся вдали от крупных культурных центров Европейской части России, а также русскоговорящих детей за рубежом.
ДШИ.онлайн является уникальным предложением, не имеющих непосредственных конкурентов. Учитывая разнообразие, скорость развития и уровень проникновения онлайн технологий, у проекта большие возможности для развития.
Контакты: руководитель проекта ДШИ.онлайн Азат Дамирович Хананнов,
эл. почта
dshi@ano-iito.ru, тел. раб. +7 (495) 144-45-25, тел. моб. +7 (916) 531-8936
Сайт ДШИ.онлайн https://dshi-online.ru/
ДШИ.онлайн в соцсетях:
ВКонтакте www.vk.com/dshi.online
Одноклассники https://ok.ru/dshi.online
Телеграм https://t.me/dshi_online_public
Блоги ДШИ.онлайн:
На сайте проекта https://dshi-online.ru/blog
На Яндекс.Дзен»
https://zen.yandex.ru/id/5c75a97d5ec51000c7778220
На «Мел.fm» https://mel.fm/blog/dshionlayn