Черпаем идеи из родительско-детских взаимоотношений XIX века для своей повседневной жизни
История многому нас учит. И для каждого поколения найдутся свои уроки на страницах прошедших эпох.И речь тут не только о великих свершениях сильных мира сего, но и повседневной жизни обычных людей.Сегодня в этой статье мы познакомимся с некоторыми моментами дворянской жизни императорской России, касающейся воспитания детей, и попробуем применить их для современной семьи XXI века.
1. Воспитание почтения к старшим
И в дворянских и в крестьянских семьях авторитет родителей был беспрекословен. Родитель для ребёнка в XIX веке – это идеал и наипервейший образец для подражания. Важно было при этом не просто заставлять ребёнка уважать вас, а действительно стать этим образцом. То есть, говоря современными словами, в первую очередь воспитывать себя, а ребёнок уже сам скопирует все основные ваши поведенческие черты: вежливость, уравновешенность, доброжелательность, оптимистичность, и т.д.
2. Овладение навыками общения в социуме
Этот пункт следует из первого – то, как общается ребёнок среди сверстников, с учителями, посторонними взрослыми – показатель того, что он наблюдает в своей собственной семье. В XIX веке в воспитательных целях дома могли разыгрываться сценки из повседневной жизни и разнообразные экстренные случаи, что бы ребёнок мог сориентироваться в любой ситуации не поддаваясь панике. Такая практика актуальная и сегодня.
3. Совместные обеды или ужины
Традиция совместных семейных приёмов пищи уходит корнями в самую глубину зарождения человечества, и, конечно же, практиковалась и среди дворянства. Как известно, трапеза сближает людей. Почему бы не сделать своей семейной традицией такие обеды, например, раз в неделю? Собраться вместе, насладиться домашней едой, обсудить с искренним участием события, произошедшие с каждым членом семьи за эту неделю. Что порадовало больше всего на этой неделе, что огорчило, и какие варианты могут быть для выхода из такой ситуации. Проговаривая свои проблемы, ища выход из ситуаций вместе с близкими, ребёнок уже не чувствует себя беспомощным и слабым. Ведь за его спиной надёжный тыл в виде крепкой, готовой к взаимовыручке семьи. Это лучший способ создать тёплые, доверительные взаимоотношения со своим ребёнком, дружественные – в самом правильном, в этом случае, смысле слова.
4. Путешествия с детьми
В дворянской России часто брали детей в дальние поездки. А ездили в те времена часто: гостили у многочисленных родственников, выезжали в деревню на летний сезон, отвозили детей на учёбу, иногда и за сотни километров, и забирали домой. Путешествия были длительными. Они позволяли детям проводить много времени в беседах с родителями, которые не были в это время заняты делами, узнавать друг друга снова и снова. На примере путешествий дополнительно подкрепляли свои знания географии.
Такие поездки - очень хорошая практика и в наше время. Стоит только брать билеты не на самолёт, а на поезд. Либо отправится в путешествие на машине. Останавливаться в маленьких городках, совершать прогулки, знакомиться с местностью, её красотами, достопримечательностями. И говорить, обсуждать, делиться, рассказывать.
5. Личный бюджет.
В дворянских семьях, начиная с определённого возраста (примерно с 10 -12 лет) ребёнку выделялись некоторые личные средства. Например, что бы покупать для себя необходимые простые вещи, такие как канцелярские принадлежности, и на развлечения. Таким образом, подросток обучался правильно распоряжаться средствами и распределять их, вести хозяйство. Такая практика вполне может осуществляться и теперь, для формирования понимания, что распыление денег приводит к неприятным последствиям, а при правильном планировании, можно накопить на что-то действительно ценное.
6. Домашний театр.
Во времена, когда еще и не помышляли о компьютерных играх, телевизоре, виртуальной реальности, люди в свободное время не скучали без дела. Существовали целый комплекс семейных традиций по совместному увлекательному времяпрепровождению. Одним из них были подготовки семейных театральных постановок к праздникам – на Рождество, именины, День рождения, и т.д. Готовились всей семьёй – выбирали пьесу или сочиняли её сами, разучивали роли, шили костюмы и изготавливали декорации. Подходили к делу со всей ответственностью, что бы на торжестве продемонстрировать гостям своё творческое общее детище. Эта традиция очень увлекательна, и может стать замечательным досугом и для современной семьи. К созданию своей труппы можно привлекать соседей, друзей семьи, всех родственников. Это поистине объединяющее и очень интересное творческое увлечение .
Автор статьи — Юлия Зайдель
#ДШИонлайн #ФондПрезидентскихГрантов #ПрезидентскиеГранты #дети #родители #воспитание #семья
авторизуйтесь