Зачем ребёнку визуализировать прошлое
Информация без реального примера для ребёнка, да что уж там - и для взрослого зачастую довольно скучна. И речь тут не об увлекательном художественном романе, или узкой специализированной теме – предмете воздыхания конкретного человека. А о знаниях, которые заведомо не входят в имеющийся круг интересов. Это касается, пожалуй, всех областей научного знания, включая и историю.
476 г. – падение Западной Римской империи
793 г. – начало эпохи викингов
1380 г. – Куликовская битва
1789 г. – начало французской революции
1919 г. – учреждение Лиги Наций
Ребёнок не понимает, что эти сухие даты и факты под собой несут, как знания о прошлом могут пригодиться в современной жизни. НАСТОЯЩЕЙ жизни. Зачем учить их, захламляя подвижный ум, который найдёт для себя массу всего интересного в более наглядных, осязаемых, захватывающих вещах. Так и должно быть. Ребёнок этого и не должен понимать.
Князь Святослав, Наполеон Бонапарт, Александр III – что скрывается за этими именами на бумаге? Это ведь живые люди, с которыми происходило множество историй, которые могли бы, и даже часто становятся сюжетами для художественных книг, даже приключенческих романов. Эти люди чувствовали, как и мы. Они злились, расстраивались, веселились, соперничали, дружили, влюблялись. Более того – они жили в домах, носили одежду, вкушали пищу, играли в игры. Кроме того существовали не только короли и полководцы. Не только учёные и классические писатели, которые, как вполне законно кажется ребёнку, уже родились старыми и скучными. Были вполне себе обычные мальчишки и девчонки с вполне обычными для детей и подростков интересами, переживаниями, чувствами. Только обычность эта в разные эпохи в разных культурах может быть совершенно различной. А сами короли и писатели также выросли из детей. Послушных и капризных, тихонь и забияк, успешных и не очень.
Поняв это, ребёнок вдруг осознаёт, что он и сам часть истории. Её двигатель и будущее, кем бы он ни был, и кем бы ни стал. Но как прийти к этому пониманию?
Вот тут-то на помощь приходит визуализация. А проще говоря – игра. Чем старше ребёнок, тем больше он хочет приблизить свою игру к некой, лишь им одним определяемой достоверности. И это замечательный повод внести в неё толику, например, той же истории. Это актуально всегда, и тем более как раз в период её изучения в школе.
Попытаться примерить на себя образ исторического персонажа. Почувствовать прикосновение материи и удобство (или нет) кроя, который был на (имя можно вставить по желанию) в момент свершения того или иного события. Ощутить вкус блюда, оживив ощущения человека, давно уже несуществующего. Чувствовать то же что и он. Писать пером. Как тот же писатель-классик. Сделать кляксу. Расстроиться. Попробовать снова. Он тоже через всё это прошёл. Раздосадоваться, бросить перо и чернила. Выбежать на улицу и поиграть с ребятами в давно забытую, но от этого не менее увлекательную игру. И это было! Люди жили, люди живут. Люди чувствовали и чувствуют сейчас.
Через такие простые вещи приходит и понимание, и интерес, и, в конечном итоге, успех. Хотя бы на школьных занятиях. Но думается, что не только.
авторизуйтесь