
Керамика была в жизни древних людей повсюду. В быту, на праздниках, в путешествиях — везде пригождались разные ёмкости, и пожалуй, из всех артефактов тех времён керамики сохранилось больше всего. Считается, что сейчас найдено, по самым оптимистичным оценкам, не более 2% от всего объема керамических изделий, созданных только в античности.
Формы
Форм было великое множество. Большинство из них были функциональны. Если ёмкость нужна была для смешения вина и воды (кратер), её делали широкой. Если из неё нужно было наливать воду (гидрия), то на ней обязательно были ручки в удобном месте. Если же она была нужна для хранения зерна или оливок (пифос), то у неё обязательно была крышка (хотя крышечки почти не сохранились: скорее всего, потому что даже в наши дни крышечка всегда разбивается первой). Однако какие-то формы делались и для красоты. Например, килик — чаша для пиров: пить из него неудобно, зато широкая форма позволяет делать красивые жесты и добавляет торжественности. Или ойнохойя — кувшин для вина с горлышком в форме трилистника.
*Кроме керамики, в распоряжении древних людей была ещё и бронза, из которой тоже делали посуду. Однако металлические вазы почти не сохранились: во-первых, их было не очень много, потому что они считались предметами роскоши; во-вторых, слишком легко их было при необходимости переплавить в оружие (а такая необходимость часто возникала). Но мы можем видеть свидетельства существования такой посуды в том, что керамика часто копирует бронзовые формы. Например, возле керамических ручек можно найти кружочки, имитирующие клёпки.

Украшения
Даже сосуды простых форм могли расписывать. Обычно богато украшали те ёмкости, которые использовались на пирах и в ритуалах или предназначались в качестве подарка.
Стили росписей постепенно развивались. В самые древние времена рисовали геометрические узоры и простые фигуры — ближе к классической эпохе они превратились в меандры разной степени сложности.
Чуть позже стали использовать растительные орнаменты и начали изображать животных (особенно любили рисовать козликов: видимо, потому что коз в Греции до сих пор очень-очень много — из этого даже развился отдельный «стиль дикой козы»). Когда же мастера-керамисты достигли определённых высот в своём искусстве, люди тоже стали появляться в росписях.
Два самых известных стиля в вазописи — чернофигурный и краснофигурный.
В чернофигурном стиле все персонажи рисовались специальным лаком по красной глине. Раньше учёные думали, что этот лак был похож на современную глазурь, тоненький слой стекла на поверхности глины. Но благодаря исследованиям мы теперь знаем, что, на самом деле, это специальный глиняный раствор, который при определённой температуре становится темнее, чем остальная поверхность вазы. Конечно, в такой технике было бы непросто изобразить мелкие детали (как лица, пряди волос или складки одежды), так что они чаще всего процарапывались по сухой глине специальной палочкой.

(Тут как раз видно, что черты лица процарапаны поверх пятна.)
Одна из самых удивительных ваз, созданных в такой технике, — это так называемая Ваза Франсуа, или Кратер Клития. (Разница в названиях возникла от того, что мастер по имени Клитий создал этот сосуд, а итальянец Алессандро Франсуа нашёл его почти две с половиной тысячи лет спустя.)
Эта ваза, к сожалению, сохранилась не целиком. (Кроме того, в 1900 году один неуравновешенный человек, пришедший в музей Флоренции, толкнул её и разбил повторно, после чего её долго восстанавливали.) Однако большую часть изображений мы можем увидеть, и посмотреть есть на что: в росписи — 270 фигур, сопровождаемых 121 надписью. На фризах (лентах с самостоятельными сюжетами) мы видим иллюстрации к нескольким важным мифологическим сценам, например, охоту на Калидонского вепря, свадьбу Пелея и Фетиды, возвращение Гефеста на Олимп…
Однако не нужно думать, что все эти изображения наносились на вазу только для красоты. Во-первых, это не просто ваза, а кратер — большой сосуд для смешивания вина с водой, который стоял посреди зала во время пира. Его видели гости со всех сторон, и зачастую изображения на кратерах могли становиться «отправной точкой» для светской беседы не только о мифах, но и о литературе, политике и частной жизни. (Например, все сюжеты Вазы Франсуа объединяет мотив женитьбы — удачной или не слишком, а это, между прочим, вопрос животрепещущий.) Во-вторых, вне пиров, кратеры тоже не прятали в сервант, они стояли на видном месте, и, по мнению исследователей, могли использоваться как своеобразный учебник для подрастающих поколений. Потому как мифология — это не просто набор сказок, это система описаний того, как живёт всё в этом мире, это отражение мировоззрения народа в целом.

Краснофигурный стиль появился позднее и работал ровно наоборот: фон чёрный, фигуры красные.
Вот, например, краснофигурная пелика из собрания Эрмитажа. Она довольно высокая — около 37 см — и широкая, так что эти пропорции позволяют художнику-вазописцу изобразить на ней сразу трёх персонажей в полный рост. Мы видим на ней юношу, мужчину и мальчика, заметивших пролетающую ласточку. Они показывают на неё, и если присмотреться, то можно увидеть надписи, нанесённые художником, как реплики этих людей — буквально античный комикс. Юноша говорит: «Смотри, ласточка», мужчина, обернувшись к ней, отвечает: «И правда, клянусь Гераклом», а мальчик радостно кричит: «Вот она!». Сам мастер в завершение этого разговора выводит надпись: ἔαρ ἤδη — уже весна.
Почему это интересно
На вазах и сосудах изображали не только героев и богов, но и сцены из обычной жизни. По этим рисункам мы можем многое сказать о быте древних людей. Одежда, внешний вид, устройство домов и мастерских, домашние животные, сцены на пирах и в театрах — всё это возникает на вазах и тарелках. Кроме того, на рисунках писали имена людей и их реплики, сосуды покрывали посвятительными надписями, а так же была распространена традиция “vox rei” (буквально «голос вещи»): мастера оставляли автографы от имени своего творения (например, «меня сделал такой-то, как другой бы никогда не смог»). Благодаря этим надписям мы знаем имена великих художников и гончаров, можем более или менее точно назвать год изготовления вазы. И кроме того, это даёт определённую информацию о степени грамотности людей того времени и о развитии языка в целом.

авторизуйтесь