Игра "Морской бой" знакома практически каждому. Представьте себе, как вы, сидя с другом за школьной партой или дома на диване, стремитесь потопить флот противника, угадывая расположение кораблей. Но задумывались ли вы, откуда появилась эта игра, и как она связана с настоящими морскими сражениями?
История игры "Морской бой"
Игра в "Морской бой" возникла задолго до появления компьютеров. Впервые она стала популярной в начале 20 века. Тогда люди играли с помощью обычной бумаги и карандаша. Координаты клеток обозначали цифрами и буквами, а корабли рисовали в виде маленьких квадратиков. Цель игры оставалась такой же, как и сейчас – уничтожить все корабли противника.
В 1930-х годах игра стала ещё популярнее, когда её начали выпускать в виде настольной игры с картонными полями и специальными фишками.
А уже в 1970-х годах на свет появился первый электронный "Морской бой", где игроки могли услышать звук взрывающегося корабля, если попадали в цель!
В 1930-х годах игра стала ещё популярнее, когда её начали выпускать в виде настольной игры с картонными полями и специальными фишками.
Сегодня "Морской бой" существует в самых разных форматах. Помимо классической игры на бумаге, можно найти настольные версии с пластиковыми кораблями и даже высокотехнологичные электронные версии с подсветкой и звуковыми эффектами. На компьютерах и смартфонах тоже есть множество вариаций этой игры – от простых пиксельных версий до сложных 3D-игр.
Но, независимо от вида, суть игры остаётся неизменной: нужно угадать, где спрятаны корабли противника, и уничтожить их быстрее, чем он потопит ваш флот.
Говори про флот правильно!
“Корабль или “судно”?
Судно — плавучее сооружение, предназначенное для транспортных, промысловых, научных, военных, спортивных и других целей. Но называть военное сооружение “судном” нельзя, для этого есть особое слово - “корабль”.
Корабль - это военное вооружённое судно, то есть всё, что может производить военные действия, подводные лодки можно назвать кораблями. Также исторически кораблём называют многомачтовое парусное судно с прямыми парусами, поскольку в своё время они чаще были военного назначения.
Командир корабля и капитан судна
Как правильно называть главного человека на гражданском судне или военном корабле — командиром или капитаном? Правило простое: командир - для военного корабля, капитан - гражданского судна. Говорить «капитан корабля» и «командир судна» нельзя.
Моряки “ходят” или плавают”?
Когда моряки говорят "идти", они имеют в виду движение корабля по воде. Например, "идти на юг" значит, что корабль плывёт в южном направлении, потому что это управляемое движение в определенном направлении
Согласно правилам русского языка, говорить о корабле, что он ходит, не совсем верно, потому что ходить можно только по суше, а плавать — передвигаться как в водной толще, так и перемещаться по водной глади. В обычной жизни предпочтительнее использовать выражение «корабль плывёт», так как оно более точно отражает характер движения корабля по воде. В то же время, в морской среде можно встретить фразу «корабль идёт», которая является примером профессиональной лексики, но не является официальным правилом.
Другими словами, если ты не профессиональный моряк, лучше говорить "корабль плывёт".
Морские битвы в истории и искусстве
Морские сражения были важной частью истории человечества. С древних времён до наших дней, моряки сражались за контроль над морями и океанами. Одно из самых известных сражений – битва при Саламине, произошедшая в 480 году до нашей эры, когда греческий флот одолел персов.
Не менее значимыми были сражения в Средние века, такие как битва при Лепанто в 1571 году, где христианский флот победил османов. Выигранная битва проигранной войны,- как её называют историки… .
Морские битвы сыграли ключевую роль и в истории России, например, сражение при Гангуте в 1714 году, где русский флот под командованием Петра Великого одержал победу над шведами. Это была самая первая победа русского флота! Подробно и интересно можно почитать здесь.
Эти сражения часто вдохновляли художников и писателей. Морские битвы изображались на картинах, в книгах и даже на гобеленах. Например, картина Ивана Айвазовского "Чесменский бой" изображает одно из величайших сражений русско-турецкой войны 1768-1774 годов.
Изображения морских сражений, созданные художниками, имеют несколько ключевых особенностей, которые делают их уникальными и впечатляющими. Такие картины не спутаешь ни с какой другой!
Динамика и движение
Художники часто передают мощную энергию и движение, характерные для морских битв. В таких картинах можно увидеть бушующие волны, развевающиеся паруса, и клубы дыма от пушечных выстрелов. Морские сражения изображаются в разгаре действия, что добавляет зрелищности и напряженности.
Использование света и тени
Свет и тень играют важную роль в изображениях морских сражений. Контрасты между яркими вспышками от залпов пушек и тёмными, мрачными облаками создают драматический эффект. Многие художники используют свет для выделения ключевых элементов сцены, таких как силуэты кораблей или героические фигуры моряков.
Масштаб и композиция
Картины морских сражений часто изображают огромное пространство, подчеркивающее масштаб и грандиозность битвы. Корабли могут казаться маленькими по сравнению с необъятным морем и небом, что усиливает ощущение борьбы человека с природой и судьбой. Композиция может включать в себя как крупные планы отдельных кораблей, так и широкие панорамы всего сражения.
Детализация кораблей и элементов боя
Художники часто уделяют внимание деталям, точно изображая парусные корабли, их мачты, снасти, пушки и другие элементы. Каждый корабль изображается с учетом его уникальных особенностей и исторических деталей, что делает картины не только художественно ценными, но и познавательными с точки зрения морской истории.
Эмоциональная атмосфера
Морские битвы часто изображаются с акцентом на эмоциональный накал — страх, героизм, отчаяние или триумф. Такие картины передают чувства моряков, сражающихся за свою жизнь или честь, что делает сцены более трогательными и запоминающимися.
Историческая точность
Многие художники стремятся к исторической достоверности, изображая конкретные морские сражения с учетом всех деталей: реальных кораблей, дат и мест. Такие работы часто используются для иллюстрации учебников по истории и помогают зрителям лучше понять события прошлого.
Символизм
В картинах морских сражений часто используются символы, чтобы передать идеи или настроения. Например, бурное море может символизировать хаос битвы, затонувший корабль — падение империи, а восходящее солнце — надежду и победу.
Цветовая палитра
Художники выбирают цветовую палитру, чтобы усилить определённые ощущения. Часто в изображениях морских битв преобладают тёмные, мрачные оттенки для передачи опасности и ужаса войны, с вкраплениями ярких цветов, символизирующих огонь или кровь.
Эти особенности помогают художникам создавать захватывающие и запоминающиеся изображения морских сражений, которые увековечивают важные исторические события и эмоции, связанные с ними.
Рассмотреть и найти все описанные приёмы можно, например, здесь и здесь.
Свистать всех наверх!
Хочешь почувствовать себя настоящим адмиралом, покорителем морей и океанов?
Скачай здесь https://miniflot.ru/plans/plans.php макеты, попроси родителей распечатать их на принтере, вырежи и устрой с друзьями настоящее сражение.
Например, битву при Синопе!
"Морской бой" – это не просто развлечение. Эта игра позволяет нам почувствовать себя адмиралами флота и испытать те же эмоции, которые испытывали моряки на протяжении веков. А каждый ход – это шаг в историю, полный волнения и азарта!
Великие флотоводцы России
История, а тем более, великие сражения и победы не бывают без людей! Мы хотим рассказать о нескольких самых значимых для российского флота адмиралах, победно служивших Родине и приумноживших славу отечественного флота.
ГРИГОРИЙ АНДРЕЕВИЧ СПИРИДОВ
Спиридов участвовал в Русско-турецких войнах:
● 1735–1739 гг. — Русско-турецкая война;
● 1756–1763 гг. — Семилетняя война;
● 1768–1774 гг. — Русско-турецкая война.
Дворянский сын, он прославил своё имя, разгромив турецкий флот в Чесменском сражении 26 июня 1770 года. Потери русских в битве составили 11 человек, турки потеряли около 10 тысяч. За эту блестящую победу адмирал был награждён орденом Святого апостола Андрея Первозванного.
ФЁДОР ФЁДОРОВИЧ УШАКОВ
Его девиз: «Победа любой ценой, при любых условиях».
24 (13) февраля 1744 года родился Фёдор Фёдорович Ушаков (1744–1817) – великий русский флотоводец, адмирал, один из создателей Черноморского флота. Он разработал и применил манёвренную тактику, одержал ряд крупных побед над турецким флотом, успешно провёл Средиземноморский поход русского флота во время войны против Франции.
Во всех сражениях Фёдор Ушаков придерживался активной наступательной тактики. Благодаря своему высочайшему флотоводческому искусству он всегда побеждал превосходящие силы противника.
Прославленный адмирал не потерял в боях ни одного корабля, ни один его подчинённый не попал в плен. В 2001 году Русская православная церковь причислила Фёдора Ушакова к лику святых.
МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ ЛАЗАРЕВ
Русский адмирал, флотоводец и мореплаватель Михаил Лазарев родился 14 ноября 1788 года. Он по праву считается одним из крупнейших деятелей Военно-морского флота России.
Вместе с Фаддеем Беллинсгаузеном открыл шестой материк света - Антарктиду. Принимал участие в трех кругосветках, служил на Балтийском флоте, участвовал в русско-шведской и Отечественной войнах.
Кавалер орденов Святого апостола Андрея Первозванного (1850) и Святого Георгия IV класса за выслугу лет (1817). Один из основателей Новороссийска (1838).
ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ НАХИМОВ
Адмирал Павел Степанович Нахимов известен как выдающийся флотоводец – во время Крымской войны 1853—1856 годов он обнаружил и заблокировал главные силы турецкого флота в Синопе и разгромил их в Синопском сражении.
В истории российского флота имя адмирала Павла Степановича Нахимова вписано золотыми буквами, а в истории Севастополя – кровью, его собственной. Он стал символом героической обороны Севастополя во время Крымской войны 1853 – 1856 гг. Под его руководством город продержался почти год, а упорное сопротивление защитников Севастополя не позволило неприятелю продвинуться вглубь России.
О нем Лазарев говорил, что он служит примером для всех командиров кораблей, «чист душой и любит море».
СТЕПАН ОСИПОВИЧ МАКАРОВ
Степан Осипович Макаров (27 декабря 1848 [8 января 1849], Николаев — 31 марта [13 апреля] 1904, близ Порт-Артура) — русский военно-морской деятель, герой Русско-японской войны, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал (1896).
Проведение первой русской торпедной атаки, изобретение колпачков для бронебойных снарядов, усиливавших их пробивную способность, разработка первого в мире пластыря для заделывания пробоин и русской семафорной азбуки, постройка первого арктического ледокола и создание русской радиоразведки — все это заслуги Степана Макарова, человека, который не представлял себе иной судьбы, кроме судьбы морского офицера, и иного долга, кроме служения Родине.
Более подробно об этих прославленных адмиралах и других можно прочесть здесь.
ИВАН СТЕПАНОВИЧ ИСАКОВ
Адмирал Исаков прославился тем, что:
● участвовал в планировании операций по обороне Ленинграда, Крыма, Кавказа;
● был начальником Главного морского штаба ВМФ;
● являлся членом правительственной комиссии по подготовке капитуляции Германии;
● стал крупным учёным — доктором военно-морских наук, получил высшую Сталинскую премию за фундаментальное трёхтомное издание «Морского атласа»;
● был автором более 150 исторических и беллетристических сочинений, членом Союза писателей СССР (1964); был главным консультантом масштабных исторических фильмов «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы».
НИКОЛАЙ ГЕРАСИМОВИЧ КУЗНЕЦОВ
24 июля 1904 г. в крестьянской семье родился Николай Герасимович Кузнецов - советский военно-морской деятель, Адмирал Флота Советского Союза (1955), Герой Советского Союза (1945). В его жизни были головокружительные взлеты и трагические падения, но главным оставались горячая любовь к Родине и преданность Военно-Морскому флоту.
Вот только несколько фактов из жизни этого уникального человека:
- Чтобы принять участие в Гражданской войне 15-летний Николай Кузнецов приписал себе 2 года. Добровольцем вступил в Северо-Двинскую речную флотилию и принимал участие в боях с интервентами и белогвардейцами.
- В 29 лет он стал командиром крейсера, а в тридцать один – вывел свой корабль на первое место в Морских Силах СССР и стал самым молодым капитаном 1-го ранга всех морей мира.
- Участвовал в Гражданской войне в Испании, будучи военно-морским атташе и главным военно-морским советником при Республиканском правительстве.
- В 1939 г. в возрасте 34 лет Н.Г. Кузнецов стал народным комиссаром ВМФ, имея звание капитана 1 ранга. Кузнецов стал самым молодым наркомом в Советском Союзе и первым моряком на этой должности.
- После начала Великой Отечественной войны, в первый ее день, советский флот не потерял ни одного корабля, благодаря умелым организационным действиям наркома ВМФ.
- В 1941 г. по инициативе Кузнецова на флоте была создана рота особого назначения – первое водолазное специальное подразделение.
- По инициативе Кузнецова учреждён День ВМФ.
По инициативе Кузнецова создана Соловецкая школа юнг.
СЕРГЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ ГОРШКОВ
Сергей Георгиевич Горшков (1910 – 1988) — советский военачальник, флотоводец и организатор отечественного ракетно-ядерного флота, Адмирал Флота Советского Союза. Главнокомандующий ВМФ — заместитель Министра обороны СССР (1956—1985). Дважды Герой Советского Союза.
По словам историков, в годы Великой Отечественной войны он сыграл значительную роль в остановке гитлеровского наступления на берегах Чёрного моря и освобождении Юго-Восточной Европы. Однако главной заслугой Горшкова считается создание советского океанского флота, ставшего за почти 30 лет, в течение которых адмирал занимал пост главнокомандующего ВМФ СССР, ракетно-ядерным.
Конечно, это не все герои, прославившие военно-морской флот. Более подробно обо всех знаменитых адмиралах эпохи Советского Союза можно узнать здесь.
Гораздо больше информации о великих сражениях и морских баталиях можно узнать здесь Большая российская энциклопедия.
Маленький морской словарик
Эти термины помогут лучше понять, как устроен мир моряков и кораблей.
Аврал
Это когда все моряки на корабле срочно начинают работать, обычно из-за опасности или важного задания. Например, если начался сильный шторм или нужно быстро что-то починить на корабле, объявляют аврал, и все бегут на помощь.
Борт
Это боковая часть корабля. Если смотреть на корабль сбоку, то это то, что вы видите. Моряки говорят "правый борт" и "левый борт", чтобы точнее объяснить, с какой стороны что-то находится.
Верпь
Это якорь, который используют для того, чтобы передвинуть корабль на небольшое расстояние. Сначала верпь опускают в воду, затем с помощью каната подтягивают корабль к этому якорю.
Галс
Это направление движения парусного корабля относительно ветра. Корабль может идти под разными галсами, в зависимости от того, откуда дует ветер.
Док
Это специальное место на берегу, где корабли ремонтируют или строят. Это как огромный гараж для кораблей. В доках могут сушить корабли, чтобы чинить их днище.
Ендова
Это большая металлическая кружка или чаша, из которой моряки пили воду или ели суп. Это старинное слово, которым называли походную посуду на корабле.
Ёрш
Это стальной гвоздь квадратного сечения с зазубринами на углах, применявшийся в деревянном судостроении.
Жгут
Это слабо скрученная в форме веревки просмоленная пакля, идет на закладку в пазы при пробойке. Также жгутом называют верёвку, которую используют для перевязки ран или для того, чтобы закрепить что-то на корабле. Жгутом можно остановить кровотечение, если кто-то на корабле получил ранение.
Заводь
Это тихое место у берега, где вода почти не движется. В заводи корабли могут спокойно стоять, не боясь сильных волн и течений.
Ещё больше слов и выражений на лихом “морском” языке можно узнать здесь.
авторизуйтесь