Когда мы едем в московском метро или гуляем по улицам Санкт-Петербурга, мы можем заметить удивительные картины, составленные из тысяч маленьких цветных кусочков стекла. Они похожи на гигантский пазл, который оживает прямо на глазах. Это искусство называется мозаикой. Оно очень прочное и долговечное: ни дождь, ни снег, ни солнце не могут его разрушить. Именно поэтому мозаикой украшают храмы, музеи, станции метро и фасады зданий.
Одним из самых известных мастеров мозаики в России был Владимир Александрович Фролов. Он умел превращать стекло и камень в живые, светящиеся картины. Именно о нем и пойдет речь в нашей статье.
В конце XIX века в России стал очень популярен художественный стиль модерн. Он стремился к красоте, плавным линиям, узорам и сказочным формам. Архитекторы и художники искали новые способы украшения зданий, и мозаика стала одним из таких способов.
В 1890 году в Петербурге появилась первая частная мозаичная мастерская. Её основали отец и сын - Александр Никитич и Александр Александрович Фроловы.
В 1895 году произошло важное событие в жизни мастерской Фроловых. Был объявлен большой конкурс на создание мозаик для Храма Воскресения Христова, который в Петербурге называют Спасом на Крови. В конкурсе участвовали самые известные мастера того времени, в том числе знаменитые итальянские художники, прославленные своими мозаиками по всему миру. Но победителями стали именно Фроловы! Их работу признали лучшей — настолько искусно они подбирали цвета, создавали узоры и превращали каждую маленькую стеклянную плитку в часть большого, живого изображения.
Фасад Спаса на Крови поражают величием и разнообразием мозаичного убранства.
Однако подлинное великолепие мозаик раскрывается внутри: все стены, пилоны и даже мельчайшие архитектурные детали покрыты творениями мастерской, общая площадь которых превышает семь тысяч квадратных метров. Ни один другой храм в мире не может соперничать с этим по масштабам и богатству мозаичного декора. С этого момента мастерская Фроловых стала одним из самых известных центров мозаичного искусства России.
В 1897 году после смерти Александра Александровича, его младший брат Владимир Фролов возглавил мастерскую. Так начался его путь профессионального мозаичиста.
В мастерской Фролова использовали особый способ создания мозаики, который назывался обратным или венецианским методом. При такой технике художник сначала выполнял рисунок в зеркальном отражении. Это изображение делили на небольшие части. На каждую часть, лицевой стороной вниз, приклеивали мелкие кусочки цветного стекла - смальту. Когда вся поверхность была заполнена, мозаичную панель заливали специальным раствором, чтобы она стала прочной и устойчивой. Затем готовое панно переносили и закрепляли на стене здания. На месте соединения частей заполняли швы мастикой и аккуратно выравнивали поверхность, чтобы изображение выглядело целостным. Такой способ позволял создавать большие и выразительные мозаики, которые хорошо смотрелись с расстояния и долго сохраняли свою яркость и красоту.
Конечно, главным делом мастерской Фролова стало создание уникального мозаичного собрания храма Воскресения Христова (Спаса на крови). Но полный список работ мастерской практически бесконечен. Частная мастерская Фролова в начале ХХ века стала постоянно привлекаться для выполнения многочисленных мозаичных заказов.
В рамках поиска новых художественных решений Владимир Александрович Фролов в 1902 году создал мозаичный фриз для особняка Е. И. Набоковой на Большой Морской улице. Фриз - это декоративная полоса, которая обычно проходит вдоль верхней части стены здания. В узоре фриза изображены стилизованные тюльпаны и лилии, которые переплетаются в плавный орнамент, выполненный в разных оттенках.
В 1906 году в мозаичной мастерской В.А.Фролова создаются четыре иконы для фасадов Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости: изображения Иверской, Казанской и Федоровской Божией Матери и образ Спаса Нерукотворного.
Это далеко не полный список работ в Санкт-Петербурге. Кроме них были заказы для пригородов, Москвы, других городов России и даже для зарубежных проектов.
В мастерской создавали не только большие мозаичные панно, но и шрифтовые надписи, рекламные вывески, а также облицовку куполов и шпилей. Постепенно мозаика помогала менять внешний облик города и делать его более выразительным и запоминающимся.
После революции в стране изменилось отношение к религии. Появилось мнение, что всё, что связано с храмами, не нужно и даже вредно. А раз мозаика часто украшала церкви, то и её перестали ценить. Мастерскую Владимира Фролова закрыли.
В течение десяти лет Фролов жил очень скромно. Работы почти не было. Он давал уроки и выполнял небольшие заказы.
В 1929 году ситуация изменилась. Архитектор Алексей Щусев, создатель Мавзолея Ленина, предложил поручить оформление траурного зала именно Фролову. Щусев считал, что такую важную работу мог выполнить только мастер высочайшего уровня. Фролов согласился. Для мозаики он использовал лучшее стекло, которое было изготовлено по заказу императора Николая II. Получилось так, что усыпальница Ленина была украшена смальтой, первоначально предназначенной для императорских проектов.
После выполнения этой работы в Советской России снова признали художественную ценность мозаики. Она перестала считаться «церковным пережитком».
Однако даже это не спасло семью Фроловых от трудностей. В том же 1929 году по постановлению Ленсовета их выселили из квартиры. Владимир Фролов с семьёй переехал в здание мозаичной мастерской Академии художеств в Ленинграде. На тот момент мастерская была разрушена и запущена. Фролов собственными силами привёл её в порядок. Именно в этой мастерской мастер создаст свои последние и самые известные работы - мозаики для Московского метро.
Когда в Советском Союзе начали строить метро, власти относились к этому проекту не просто как к созданию транспорта. Метро должно было стать символом достижений рабочего класса. Считалось, что каждый человек, спускаясь под землю, должен видеть не только станции и поезда, но и настоящие произведения искусства. Поэтому для строительства метро выбирали самые качественные материалы и приглашали лучших мастеров. Создание мозаик поручили Владимиру Александровичу Фролову.
В 1937 году по эскизам художника Александра Дейнеки Владимир Фролов и его мастерская выполнили мозаики для станции метро «Маяковская». Тема мозаик – «Сутки советского неба»: 38 мозаичных плафонов были изготовлены мастерской в 1938 году.
Серия мозаик «Сутки советского неба» на станции метро «Маяковская» в Москве
Дальше последовала работа над мозаиками для станции метрополитена «Павелецкая». Здесь темой для оформления был выбран «Донбасс – Всесоюзная кочегарка» (выбору такой темы послужила близость станции метро к Павелецкому вокзалу, откуда отправлялись поезда до Донецка)
С началом Великой Отечественной войны и блокадой Ленинграда работа стала особенно трудной. В 1941–1942 годах Фролову было уже 68 лет. Он продолжал трудиться в холодной мастерской с заколоченными окнами при тусклом свете лампы. Ему выдали небольшую канистру керосина, это была единственная помощь, которую могли оказать.
Только Фролов знал расположение всех оттенков смальты и мог находить нужные цвета даже в полумраке. Из-за холода работа продвигалась медленно, но упорно. В эти тяжёлые дни он создавал яркие мозаичные панно, посвящённые счастливой и мирной жизни, которые сегодня можно увидеть на станции метро «Новокузнецкая»: шесть восьмигранных мозаик на своде центрального зала и «Парад физкультурников» в наземном вестибюле. Когда Фролову предложили уехать в эвакуацию, он отказался. Он считал, что должен закончить начатое.
По воспоминаниям его внука, готовые мозаики удалось вывезти из блокадного Ленинграда по Ладоге на одном из последних судов. Это случилось почти случайно: корабль уже отходил, когда к пристани подъехал автомобиль с офицером и пожилым художником. Это был Фролов. Он просил капитана взять на борт ящики с панно, объясняя, что вряд ли успеет создать ещё одну большую работу. Мозаики вывезли и сохранили.
Владимир Фролов умер от истощения в блокадном Ленинграде в 1942 году. Он был похоронен на Смоленском кладбище в братской могиле профессоров Академии художеств.
Как можно увидеть на иллюстрации, кроме В.А. Фролова в этой братской могиле захоронен и Иван Яковлевич Билибин. Об этом выдающемся художнике, также сознательно оставшемся в блокадном городе, вы можете узнать из другой нашей статьи – “Иван Билибин. Возвращение” из серии трансмедиа пособий «Гении блокадного Ленинграда» (https://dshi-online.ru/blog/1176375).
Проект ДШИ.онлайн и трансмедиа-издательство «Поэзис» подготовили серию пособий для творческого развития детей и подростков, вдохновлённых наследием выдающегося художника. В их числе ночник «Полет», бра «Прыжок в воду», фонарь-колонна «Сутки советского неба» и светильник «Небо под землей». Все они созданы по мотивам мозаик Владимира Фролова, которые до сих пор сияют на станциях «Маяковская» и «Новокузнецкая» в Москве.
Библиография
Шефнер В. Сияние мозаики: мастерская Фроловых [Электронный ресурс]. — URL: https://www.nrfmir.ru/ru/2016/10/12/si...-frolovykh (дата обращения: 28.10.2025).
Буренок А. Владимир Фролов — автор самых красивых мозаик XX века в России: от Спаса на Крови до Московского метро [Электронный ресурс]. — URL: https://dzen.ru/a/X35m9N7mZUOY_GjN (дата обращения: 28.10.2025).
Автор не указан. Фроловы — главный русский мозаичный бренд [Электронный ресурс]. — URL: https://artmonument.ru/article/frolovy-glavnyj-russkij-mozaichnyj-b (дата обращения: 28.10.2025).
Автор не указан. Сияние мозаики: мастерская Фроловых [Электронный ресурс] // Блог ArchitectStyle. — URL: https://architectstyle.livejournal.com/204799.html (дата обращения: 28.10.2025).
авторизуйтесь